Эпиграф: «Хорошо смеется тот, кто стреляет последним!» (собственное наблюдение)
Вот мы с вами и вернулись от прошлогодних событий, потрясших мир, в день нынешний и можем проанализировать, какие же все-таки козыри на руках у Кремля. Ведь какими бы ни были запредельными требования Москвы, все мы (и Запад в том числе) понимаем, что в случае отказа от их удовлетворения стрелять по Белому Дому «Калибрами» или «Цирконами» никто не будет, равно, как и сбивать их спутники и космопланы в ближнем космосе нашими новыми противоракетами. А тогда чем еще мы можем грозить шведу, т.е. янки? Ведь пригрозить планом «Б» и не выполнить его для Кремля будет даже хуже, чем просто получить отказ по всем заявленным позициям. Это моральное унижение, сравни еще одному проигрышу в Холодной войне. Если в 1991-м мы просто развалили собственную страну в угоду Западу, то сейчас это действо мы еще рискуем сопроводить и публичным самобичеванием «мордой об табуретку». Причем табуретку эту мы сами себе и принесли. Путин рискует нарушить свое же правило – «пацан сказал, пацан сделал!». Зачем ему так подставляться? А значит, подобный расклад точно не входит в планы Кремля. Тогда что?
Планы Кремля: Либо договорняк, либо война. Других вариантов нет!
Чтобы понять это, нужно изначально прикинуть, а какие вообще варианты были у Кремля. А вариантов, как ни странно, было всего два. Первый, назовем его план «А» – Вашингтон принимает и выполняет наши условия, естественно с сохранением собственного лица. Такой себе подковерный договорняк, который мог включать в себя – во-первых, передачу Украины в зону ответственности РФ, со всеми вытекающими последствиями, включая ее нейтральный статус (путем продавливания Штатами выполнения Минска-2). И, во-вторых, он должен был содержать гарантию неразмещения ударных ракет США на территории буферных с РФ государств, включая Румынию и Польшу, при возможном сохранении их статуса стран-членов НАТО. Что должна была предложить Россия взамен, я даже не знаю. Отказ от союза с КНР? Не факт! Согласитесь, условия изначально кажутся невыполнимыми. Пойти на их выполнение Вашингтон могла заставить только прямая и явная угроза со стороны РФ, но, как мы рассмотрели ранее, у нас нет таких аргументов, которые мы могли бы применить, не доводя дело до Третьей мировой.
Значит, план «А» отпадает, остается план «Б» – силовое принуждение США к миру исключительно конвенциональными методами, для чего выбирается площадка на территории третьих стран (кроме Украины), болезненная для США, где и проводится силовая показательная акция и демонстрируется вся мощь русского оружия. Демонстративное публичное унижение, иначе «партнеры» не понимают. Так сказать, учебно-показательная порка гегемона. Да так, чтобы труха посыпалась, и стало окончательно ясно, что: либо будет по-нашему, либо все равно будет по-нашему. Местом для проведения акции предположительно может быть Сирия, где товарищи американцы явно засиделись (причем в самой нефтеносной провинции), не имея на то разрешения не то что президента Асада, на которого они плевать хотели, но даже и хлипкого Совбеза ООН. Хотя реально, где будет произведена эта порка и какое будет применено оружие, никто не знает, но вся последующая за этим истерика говорит о том, что эти опасения Запада отнюдь не беспочвенные. Он всячески пытается задействовать в качестве возможной площадки Украину, но это у него плохо получается, потому что оба участника возможного конфликта – и Киев, и Москва, этого не хотят. А как можно развязать войну, если на нее не явятся главные ее участники? У Кремля это вообще не входит в его планы, а Зеленский далеко не самоубийца (хоть его усиленно к этому и толкают).
Стартом для реализации плана «Б» должно стать получение официального письменного отказа США и НАТО от предоставления нам гарантий нашей безопасности. После чего руки у Кремля будут развязаны. По сути, получение письменного отказа и было главной целью демарша Кремля, предпринятого им в конце прошлого года. Путин сам выбрал место и время этой акции, перехватив тем самым у Запада стратегическую инициативу и навязав ему свою повестку дня. Теперь Кремль играет первым номером, а Запад отрабатывает его повестку, пытаясь по возможности хотя бы затянуть процесс, понимая, что стал заложником чужой игры, и за поворотом его ждет заранее приготовленная ловушка.
«Война есть продолжение политики другими средствами». (Карл фон Клаузевиц)
Эпиграф: «Политика есть продолжение войны другими средствами» (В.В. Путин)
Какая именно ловушка никто не знает, но я бы обратил ваше внимание на несколько разрозненных фактов, которые сами по себе ничего не значат, но если их сложить воедино, то вырисовывается некая картина, совсем не радужная для США. Первый факт – 21 января в Оманском заливе закончились крупномасштабные военно-морские учения CHIRU-2022, в которых приняли участие ВМС трех стран: Ирана, Китая и РФ (это уже третьи по счету их совместные военно-морские учения с 2019 года). С иранской стороны в них приняли участие 11 судов, включая и корабли Корпуса стражей Исламской революции, с китайской стороны – два судна и с российской стороны – три корабля, включая флагман ТОФ гвардейский ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и большой морской танкер «Борис Бутома».
За два дня до этого, 19 января, Москву с официальным двухдневным визитом посетил недавно избранный президент Ирана Эбрахим Раиси. Это был первый его зарубежный визит в качестве президента страны. Не удивительно, что он для этого выбрал столицу РФ, где у него состоялась встреча с Владимиром Путиным, на которой они обсудили закупку Ираном крупной партии российских вооружений на общую сумму свыше 10 млрд долл. (включая 24 истребителя С-35 и две батареи С-400), участие РФ в строительстве атомной станции в Бушере и еще ряд вопросов, среди которых был проект Соглашения о стратегическом сотрудничестве между нашими странами сроком на 20 лет. На следующий день Эбрахим Раиси лично выступил на заседании Госдумы, где с трибуны российского парламента «предрек смерть НАТО» (это прямая цитата).
Насколько он близок к истине, станет ясно уже совсем скоро. Но сами понимаете, что просто так такие события не происходят. И если возникает один военный союз, я имею в виду вновь созданный AUKUS, то почему бы не возникнуть другому военному союзу? И недавние звонки Владимира Путина в Венесуэлу, на Кубу и в Никарагуа тогда приобретают совершенно другой смысл. Тогда становится понятным, зачем ему понадобился письменный отказ США от предоставления гарантий нашей безопасности, где они попирают принцип ее неделимости. Если Штатам можно обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других стран, то почему этого нельзя другим странам за счет безопасности США?
Понимают это и в Вашингтоне. Поэтому всячески пытаются подсластить пилюлю. В обоих предоставленных в МИД РФ официальных ответах от Вашингтона и Брюсселя, как мы и предполагали, содержался отказ от выполнения предъявленных нами требований. Но, если ответ США, по словам Лаврова, был выдержан в духе лучших традиций международной дипломатии, то ответ НАТО был набором идеологических штампов 30-летней давности, как будто в мире ничего за это время не изменилось. Сокрушаться по этому поводу мы не будем, поскольку авторы сих шедевров эпистолярного жанра сидят в одном и том же кабинете с видом на Потомак. Поэтому путем несложных умозаключений можно прийти к простому логическому выводу, что Вашингтон пытается разыграть перед нами тривиальную мизансцену с хорошим и плохим полицейским, предлагая договариваться с ним, нежели с Брюсселем. Мы, собственно, и не против. Только о чем?
Точка бифуркации
И вот тут начинается самое интересное. Штаты в качестве встречного хода предлагают нам возобновить переговоры по ДРСМД, из которого они вышли в 2019-м усилиями Трампа, ограничить кол-во учений НАТО у наших границ, вплоть до того, чтобы вообще убрать их с территорий, которые вызывают наше беспокойство, лимитировать полеты разведывательной авиации и минимально возможные расстояния сближения наших военных кораблей в Мировом океане. Все это хорошо. И все это нас устраивает. Особенно подписание ДРСМД, под действия которого подпадают крылатые «Томагавки», которые гипотетически могли появиться на базах ПРО в Румынии и Польше. Но главное-то требование не выполнено. Угроза продвижения НАТО на восток сохраняется. Может, наши опасения сняты в закрытой части ответа США, который они настоятельно просят не публиковать?
Вот тут и наступает момент истины. Или точка бифуркации. По ней мы и определим, что нас ждет дальше. Если план «А» плод наших фантазий, и никакого договорняка между Байденом и Путиным нет, то Кремль опубликует закрытую часть ответа США и приступит к реализации давно вынашиваемого плана «Б» по силовому принуждению Штатов к миру. Триггером к нему как раз и послужит предание гласности ответа США. Если же договорняк есть, то Кремль ничего публиковать не будет, и триггером здесь станет выполнение Киевом минских соглашений. Не зря ведь Ермак после переговоров с Козаком взял 14 дней на размышление. Через 14 дней состоится уже встреча Путина с тов. Си, и всё для реализации плана «Б» в случае невыполнения Минска-2 у Кремля будет готово. Хотя Байден, сознательно пытаясь затянуть этот процесс, отвел Зеленскому на выполнение минских соглашений три месяца. Это стало известно из их телефонного разговора, состоявшегося 27 января, в ходе которого Байден предъявил Зеленскому свой главный аргумент – оффшорные счета его первых помощников Шефира и Тимошенко, после чего пианист впал в грустную задумчивость.
Война – ерунда, главное – манёвры
Не знаю, заметили ли вы, но в данный момент происходит беспрецедентная концентрация сил на море, на суше и в воздухе. В Беларусь на стартующие там 10 февраля учения «Союзная решимость-2022» стянуты значительные контингенты войск даже из Восточного ВО, включая 155-ю отдельную бригаду морпехов ТОФ, два дивизиона ЗРК С-400 «Триумф», дивизион ЗРПК «Панцирь-С1», бригаду ОТРК «Искандер-М», 12 истребителей Су-35С, 11 штурмовиков Су-25СМ, не считая прочей ствольной и реактивной артиллерии. Российские С-400, разместившиеся по фронту, прочно закрыли небо над всей территорией Незалежной. Никто на нее нападать не собирается, но так на всякий случай, чтобы не баловала. А куда ей баловать, когда только 29 января закончились учения Западного ВО, прошедшие на полигонах Белгородской, Воронежской, Смоленской и Брянской областей, где приняло участие около 3 тыс. военнослужащих и порядка трех сотен единиц боевой техники, включая и «Искандеры-М».
3 февраля начались крупные военно-морские учения силами Северного и Балтийского флотов в северо-восточной Атлантике у берегов Великобритании. В них принимают участие ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект 1164 «Атлант»), многоцелевой фрегат УРО «Адмирал Касатонов» (проект 22350), большой противолодочный корабль (БПК) «Вице-адмирал Кулаков» (проект 1155) и средний морской танкер «Вязьма» (проект РЭФ-675), представляющие СФ, а также два корвета УРО с Балтики «Стойкий» и «Сообразительный» (проект 20380). Учения, в ходе которых запланированы ракетные стрельбы и бомбометания силами ВКС, продлятся до 8 февраля. Район учений закрыт для всех морских и воздушных судов на 5 дней.
Кроме того, Минобороны РФ предупредило, что с января по февраль включительно по всему миру «во всех зонах ответственности» российских ВМС будут проведены крупномасштабные учения силами всех 4-х флотов РФ, в которых примут участие 140 кораблей, более 60 летательных аппаратов, 1 тыс. единиц боевой техники и порядка 10 тыс. солдат и матросов. Отдельные учения пройдут в Средиземном, Севером и Охотском морях, в Тихом океане и в северо-восточной части Атлантики. Об учениях в Оманском заливе, прошедших с 18 по 22 января с участием ВМС Китая, Ирана и трех кораблей ТОФ, я уже сказал. Все заявленные в учения корабли всех флотов уже находятся в море, на базах почти никого не осталось, включая и Вилючинск – базу ПЛАРБ и ПЛАРК ТОФ. У Путина все готово! Давно такого не было. С войны. Реализацию плана «Б» может отменить только реализация плана «А».
По факту Штаты сидят даже не на шпагате, а на римском стуле – там еще и тов. Си тянет их за одно место. А штаны у Байдена не резиновые! Могут порваться. Причем, в самом неподходящем месте.
Как закончатся события, я буду держать вас в курсе. Потому что описанный мною сценарий не окончательный, игроки, задействованные в нем, вносят свои коррективы, а мы всего лишь зрители этого спектакля и планом «Б» он, скорее всего, не ограничится, возможны и другие варианты (у Байдена их аж 18!). И в следующем тексте я расскажу о плане «С» Путина, который вообще начисто ломает план «Б», который мы тут пытались нарисовать.
Автор: Владимир Волконский