Когда-то возрождённую после Первой мировой Польшу, тут же ввязавшуюся в войну с Красной Россией, Ленин и Троцкий сочно назвали «последней собакой Антанты». Сегодня, особенно с учётом весьма реальной угрозы гражданской войны под выборы в Польше, для полной ясности достаточно заменить Антанту на НАТО.Страна, прошедшая через деиндустриализацию, где экономика только-только начинает заново набирать обороты, ведёт себя как самый настоящий потенциальный агрессор. Во всяком случае, спешка с перевыполнением бюджетных нормативов Северо-Атлантического альянса, свидетельствует именно об этом.Милитаризация Польши осуществляется в ситуации, когда очень значительная часть дееспособного мужского населения трудится за пределами родины, и в Европе расхожим мемом давно стало определение – «польский сантехник». Которое, однако, в самой Польше вот уже как год с лишним потеснила «хохлацкая прислуга».
Купить везде, купить навсегда
Польша подписала три новых контракта на закупку вооружения и военной техники. Об этом на международной выставке оборонной промышленности MSPO 2023 в городе Кельцы объявил министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак.Новые закупки общей стоимостью около 15 млрд долларов затрагивают преимущественно средства противовоздушной обороны (ПВО) и подвижные береговые ракетные комплексы (БПРК). В частности, одновременно подписаны соглашения о приобретении 12 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot PAC-3+, 46 ЗРК средней-малой дальности Narew (на базе британского комплекса Sky Saber) и 4 комплекта БПРК Naval Strike Missile – Coastal Defence System.
Основными поставщиками выступят США, Великобритания и Норвегия, но также планируется высокий уровень локализации производства – компоненты ракетных систем, включая пусковые установки, радиолокационные станции (РЛС), системы связи и электропитания будут размещаться на подвижных шасси в установках польского производства. Наиболее сложные и дорогостоящие образцы ракетного вооружения – противокорабельные крылатые ракеты NSM и зенитные управляемые ракеты.Кроме того, 11 сентября было утверждено и подписано соглашение с американской компанией Lockheed Martin о поставке 486 реактивных установок залпового огня (РСЗО) HIMARS (включая как прямую поставку комплексов из США, так и трансфер комплектующих для лицензионного производства на территории Польши). Впервые о таких планах было объявлено в январе текущего года.Новые крупные контракты стали очередным дополнением длинного списка по-настоящему грандиозных закупок вооружения и военной техники с начала 2020-х годов. В ближайшее десятилетие Польша планирует приобрести до 1 500 новых основных боевых танков (ОБТ), более 1 400 боевых машин пехоты (БМП), 200–600 самоходных артиллерийских установок, более 700 реактивных установок залпового огня (РСЗО), 124 реактивных истребителя (включая 32 малозаметных F-35A), 128 ударных вертолетов (включая 96 AH-64E Apache), а также три фрегата с управляемым ракетным вооружением (УРО) и три дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ).
На первый-второй рассчитайсь
Таким образом, общая стоимость программы перевооружения Войска Польского (так называемый «план технической модернизации») в 2020–2035 гг. может составить от 135 до 150 млрд долларов. Оборонные расходы Варшавы при этом уже в текущем году могут вырасти на 47 % (с 15,1 млрд до 22,2 млрд) и с отрывом выведут её на первое место в рейтинге военных бюджетов стран НАТО. По статистике Североатлантического альянса, Польша потратит почти 3,9 % ВВП на военные цели, причём более половины этих средств будут направлены напрямую на развитие материально-технической базы (т. е. преимущественно на закупки новых вооружений). Напомним, стандартным целевым показателем в НАТО установлен порог не менее 2 % от ВВП для военного бюджета в целом при не менее 20 % трат на вооружения и военную технику. И это при том, что большинство стран Западной Европы все ещё не дотягивают до знаменитой двухпроцентной планки. Уже сейчас понятно, что такие огромные суммы на практике превышают платежеспособность Варшавы – до трети средств, заложенных в план технической модернизации, де-факто отсутствуют в государственном бюджете. Пока эта проблема была частично закрыта за счет предоставленного Южной Кореей кредита. Оптимизм нынешнего право-консервативного руководства Польши во многом опирается на положительную динамику экономического роста страны (в среднем выше 3 % в последнее десятилетие) и наличие существенных дотаций со стороны Евросоюза (почти 160 млрд долларов в период с 2021 по 2027 гг.).
Тем не менее сомнения относительно финансовых возможностей Польши сохраняются, особенно на фоне таких факторов риска, как продолжение энергетического кризиса 2022 года или конфликт с ЕС вокруг проводимой в стране судебной реформы. При этом штрафы Еврокомиссии по поводу реформы вычитаются прямо из средств дотаций европейских фондов. Кроме того, для полной реализации выплат за новые вооружения Варшава, вероятно, будет вынуждена обратиться за новыми кредитами, что может обернуться целым рядом дополнительных проблем. Тем не менее нынешние закупки ракетных вооружений отражают не столько политический авантюризм нынешнего польского руководства, сколько накопившуюся инерцию от давно готовящегося плана по модернизации системы ПВО и береговой обороны страны.