Как сообщают источники, бои накануне происходили на разных участках границы. В Сюнике в направлении Ишханасара азербайджанцы продвинулись на 1-2 километра, взяв под контроль армянские базы вместе с техникой; в направлении озера Севлич азербайджанцы также выступили вперёд, взяв под контроль один армянский опорный пункт.
Сообщается, что во всех перечисленных случаях армянским военным был отдан приказ не стрелять и отступать. При этом в секторе Вайоц Дзор в направлении Джермука после интенсивной перестрелки ВС Армении отбросили противника, но позже по приказу отступили, передав противнику три базы без боя. Официальные источники в Ереване данную информацию не комментируют.
Обострение на армяно-азербайджанской границе происходит не только в Сюнике. К примеру, уже официальные источники только что сообщали об «отбитом наступлении» Азербайджана в Гегаркунике, а это значительно севернее и, по сути, уже является ереванским направлением.
Кроме того, Азербайджан постоянно перекрывает дороги, соединяющие армянские населённые пункты друг с другом, устанавливает на них таможенные пункты и блокпосты. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что происходит в Сюникском секторе. И если нынешняя информация подтвердится, то можно сказать, что для армянской государственности наступает критический момент. Причём происходит это изнутри.
По факту речь идёт о сдаче границы в самом стратегически важном регионе. Для понимания: Сюник — самая южная территория Армении, соединяющая её с Ираном и отделяющая Азербайджан от Нахичевани и Турции. Взятие этой территории под контроль является ключевым моментом и для Анкары, и для Баку. Причин здесь несколько.
Во-первых, уже упомянутый географический момент. Для Турции это прямой выход к Каспию и взятие региона под контроль практически полностью. Во-вторых, новый транспортный коридор, о котором ещё полгода назад договорились в Москве, пойдёт как раз через Сюник, и Азербайджан (то есть Турция) хочет взять его под полный контроль.
В случае реализации чего-то подобного это почти что мат и России, и Ирану. Который совершенно в подобном не заинтересован и периодически ведёт военные учения у границ, как бы намекая, что ничего подобного не допустит. Однако пойдёт ли он на прямое вмешательство — ещё вопрос. А вот Азербайджан, подстрекаемый Турцией, демонстрирует недвусмысленные намерения.
Но дело не в Иране, оно в другом: а почему не вмешивается РФ? Что ж, на данном этапе этого не происходит по двум причинам. Во-первых, на указанном участке российских военных нет — это не Карабах, и миротворцы там не находятся.
Во-вторых же (и это главное), о прямом вмешательстве России не просит сама армянская сторона. Тот самый г-н Пашинян, который, по сведениям армянских неправительственных источников, отдаёт приказы не сопротивляться. Собственно, вопрос: а какие формальные основания в РФ на вмешательство? Лично я полностью на стороне Армении, но при этом не считаю, что русские должны её защищать больше самих армян. В конце концов, чья это страна?
Впрочем, в том, что касается РФ, то вопросы здесь возникают совсем иного характера. Они даже не в Армении и даже не в Пашиняне, как таковом. Во-первых, кто в Москве несёт ответственность за то, что г-ну Пашиняну позволили остаться у власти после того, что он сотворил год назад?
Во-вторых, кто в Москве несёт ответственность за то, что сейчас его правительство всё это устраивает? Ну и в-третьих (это главное): кто в Москве несёт ответственность за ту многолетнюю политику в Армении, которая сделала возможность захвата там власти структурами Сороса?
И пока ответственные не ответят, мы так и будем наблюдать, как отступающая Армения всё дальше и дальше отбрасывает уже саму Россию назад в регионе. Ведь у каждой геополитической неудачи тоже есть фамилия, имя и отчество.
Павел Кухмиров