В предыдущей статье я постарался рассказать о грузовом паровозе Страны Советов, который «вытянул» все тяготы войны. Паровоз «Эшка» перевозил технику и войска, вывозил в тыл раненых и беженцев, служил рабочей лошадкой санитарных поездов. Не досталась ему лишь одна ипостась. Не воевал он. В прямом смысле слова.
«Овечки» в броне
Ведь, помимо товарных, пассажирских, пожарных и других составов, были еще и бронепоезда. А их составляющей – бронепаровозы. Вот основой для таковых послужил паровоз другого типа.
Паровоз с осевой формулой 0–4–0 вышел на железнодорожные пути очень давно, даже по меркам молодого советского государства. На нем еще российские инженеры отрабатывали разные варианты парораспределительных механизмов и диаметры основных колес. Отсюда и различные названия: Од, Ок, Ов, Ол, Оп и Оу. В историю он вошел под полюбившимся всем названием «Овечка» – производным от подсерии «Ов». Встретить это название чаще можно было в литературе и фильмах, посвященных больше Первой мировой и Гражданской войнам (та же повесть «Бронепоезд Гандзя»). Как уже известно, к сороковым годам на первый план вышли другие «литеры». «Овечку» при СССР выпустили небольшой партией в двадцатых годах в количестве семидесяти двух штук. Как маневровые локомотивы. Дело в том, что и весьма поредевшее «царское наследие» к тому времени стали готовить к выводу с линий на маневры в депо и на предприятия. Но военные этот паровоз со счетов не скинули. Еще в Гражданскую «Овечка» послужила основой для различных вариантов бронирования, причем по обе стороны линии фронта и в некоторых новоявленных зарубежных государствах (таких, например, как Польша). В 1924 году в РККА числилось сто двадцать три бронепаровоза. Правда, к началу 1930 года на складах осталось лишь сорок два бронепаровоза. Но это не говорит о том, что от бронепоездов отказались. Просто их состав и строительство стали упорядочивать. Так, в 1935 году появился проект основного предвоенного бронированного поезда БП 35. Точные данные о количестве несколько разнятся, но было их не менее 47 штук в
вариантах. А ведь существовали и бронепоезда НКВД, но там цифры отличаются еще сильней – количество варьировалось за счет трофейных составов. Начало Великой Отечественной войны оказалось тяжелым и для бронепоездов. Тактика Первой мировой оказалась провальной – прикованные к железнодорожному полотну составы становились легкой добычей противотанковой артиллерии, танков и авиации. Были успехи, но была и статистика – за 1941 год потеряно сорок два бронепоезда! Правда, с началом войны на заводах, мастерских и в депо стали строить бронепоезда типа ОБ -3 (облегченный третий). 29 октября 1941 года наркомат обороны СССР директивой № 22сс, подписанной наркомом обороны И. В. Сталиным, приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов, из них 65 – типа ОБ-3. Позже в сорок третьем году начали выпуск самого совершенного отечественного бронепоезда БП-43.А еще строили «крепости на колесах» без всяких чертежей в осажденной Одессе, бронировали поезда в Ленинграде.
К чему я это? К тому, что в 99 процентах случаев основой для бронепаровозов служили старички типа «Ов». И не только потому, что именно они были под рукой в депо или мастерских. Нагрузка от движущих осей «Овечки» была ниже, чем у современных машин, что позволяло защитить паровоз более толстым железом. Во время войны ОБ-3 покрывались простой сталью, в лучшем случае «выбраковкой» брони сталелитейных заводов, в основном – то, что под рукой, толщиной двадцать-тридцать мм. Ну, и силуэт. Он оказался ниже, чем у сверстников. Значит, менее заметный. Труднее попасть.Память об «Овечке» увековечена в шести музеях и одиннадцати памятниках, а также на почтовых марках. И в кинофильмах: «Сибирский Цирюльник», «Край», «Анна Каренина» и других.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!