Америка пытается вернуть своё влияние в регионе, подорванное после бегства из Афганистана и разбивания горшков с Саудовской Аравией. И делать она это пытается в Пакистане — стране, долгое время бывшей их верным вассалом (фактической колонией, если говорить по чести).
То, что происходит сейчас, тот же премьер-министр Имран Хан называет новой борьбой за независимость. Последней каплей для американцев стала его нейтральная, подчёркнуто пропакистанская позиция во взаимоотношениях с Россией и Китаем. Свергнуть же его пытаются руками старых политических кланов Шариф и Бхутто, долгие годы грызшихся друг с другом за власть, при этом будучи одинаково проамериканскими и одинаково осточертевшими народу (что и доказывают нынешние миллионные митинги).
Впрочем, назвать нынешнюю ситуацию совсем уж уникальной нельзя. Американцы долгие годы держали Пакистан под контролем очень жёсткими методами. С момента обретения страной независимости там произошли четыре кровавых военных переворота — все так или иначе с подачи американцев. Сейчас в руководстве пакистанской армии находятся несколько проамериканских генералов, открыто манифестирующих своё участие в событиях. Так за что же конкретно пытаются свергнуть Имрана Хана американские ставленники?
Его грехи в глазах Америки и её «глубинного государства», побудившие их организовать нынешний заговор, состоят в занимаемых им позициях и проводимой политике. Во-первых, он отказался прекратить поддержку афганского движения «Талибан»* и активно приветствовал его борьбу против США, откровенно радуясь унизительному бегству американских войск из страны в прошлом году.
Во-вторых, он встал на сторону Китая, присоединившись к китайской инициативе «Один пояс, один путь» и подписав с Пекином соглашения об экономическом сотрудничестве стоимостью более 62 миллиарда долларов, уводящие Пакистан из-под влияния США.
В-третьих, Имран Хан фактически поддержал российские действия на Украине, посетив Москву в начале украинского кризиса, где был тепло встречен высшим руководством России. В-четвёртых, он установил довольно крепкие стратегические отношения с Ираном, по сути, помог Тегерану прорвать долгосрочную американскую блокаду; его даже обвинили в оказании помощи в развитии иранской ядерной программы.
В-пятых, он безоговорочно поддержал Палестину, отказался от нормализации отношений с Израилем, выступил против так называемых «Соглашений Авраама» и оказывал сопротивление любому давлению со стороны США и проамериканских арабов в этом отношении. В-шестых, он отказался размещать военные базы США на территории Пакистана, который имеет общую границу с Китаем (что для американцев критически важно), и интенсифицировал работу пакистанской армии и спецслужб в Афганистане с целью подтолкнуть талибов* к союзу с Китаем и предотвратить любые террористические акты против него.
Повторюсь: последней каплей стал его визит в Москву. Но совсем уж кровавый переворот по примеру того, что сделал генерал Зия-уль-Хак, физически уничтоживший своих предшественников и погрузивший страну в свирепый террор, они себе позволить пока не могут — не те времена. Но вот политический заговор, подпираемый армией, — вполне. Что ж, поглядим, чем там всё закончится. Пакистан — очень важная позиция, многое будет зависеть от исхода дела там.
Павел Кухмиров
*Террористическая организация, запрещённая в России