Главная » 2023 » Март » 20
04:21

Памяти генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Памяти генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Удивительным образом уход из жизни ветерана двух войн, летчика-испытателя и генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко прошёл мимо общественности. Ни на одном, даже региональном телеканале, не почтили память героя и не вспомнили его заслуги. Конечно, сейчас в моде совсем другие новости и события – большой кассы на смерти ветерана не сделаешь. Только вот как можно говорить о возрождении и воспитании новой России, если такие примеры самоотверженного служения Родине фактически игнорируются? Вопрос риторический, но попробуем восстановить справедливость.

Первая война Ивана Гайдаенко

Иван Дмитриевич Гайдаенко

Начало истории Ивана Дмитриевича ничем не отличается от сотен тысяч и миллионов его соотечественников. Родился 2 марта в селе Песчаное Елисаветградского уезда Херсонской губернии в 1919 году (сейчас это окрестности города Кропивницкий), где и закончил семь классов. Семья жила небогато, отец рано ушёл из жизни, и будущий летчик был вынужден поступить в Кировоградский машиностроительный техникум. Там, по словам самого Гайдаенко, хотя бы платили стипендию. Одновременно с этим случился местный аэроклуб, навсегда перевернувший жизнь восемнадцатилетнего юноши. Он едва не попал в ряды летчиков-наблюдателей – так раньше называли штурманов, но опыт полетов на самодельном аэроплане помог оказаться в группе летчиков. Для 20-30-х годов стремление молодёжи в небо было вполне естественным – каждый мечтал о профессии летчика. Это сейчас приоритеты сбиты напрочь, и хорошо, если из сотни молодых парней один планирует поступать в летное училище. В свой столетний юбилей Иван Дмитриевич вспоминал:

«В первую очередь хочу пожелать молодому поколению здоровья, отличной учёбы, стремления к своим целям. Брать пример с нас – стариков и никогда не унывать. Я мечтал летать всегда, и вот, всю свою жизнь провёл в воздухе.»

Первым самолетом Ивана Гайдаенко был У-2 – универсальная учебная парта для многих поколений авиаторов. В 1937 году был сделан окончательный выбор, и молодой Гайдаенко навсегда связывает свою жизнь с Красной Армией. Боевые навыки и знакомство с серьёзной техникой случилось уже в Одесской военной авиационной школе имени Полины Осипенко. Вторым освоенным самолетом в карьере пилота стал Р-2 конструкции Поликарпова – машина непростая в управлении и требовательная к квалификации летчика.Уже в 1938 году, спустя двенадцать месяцев после начала обучения, Гайдаенко пишет рапорт о переводе на Дальний Восток – тогда обострились отношения с Японией. Но оказался он в 333-й отдельной разведывательной эскадрильи на Р-5 в ленинградской Гатчине. А в конце 1939 года грянула первая для Ивана Дмитриевича война…В интервью изданию «Я помню» Иван Дмитриевич рассказывает:

«Когда в 1939 году началась Финская война, нашу эскадрилью направили на север. Мы сидели на озере Колаярви, что на запад от Кандалакши. Основными задачами нашей эскадрильи были разведка и бомбежка. Финны действовали небольшими отрядами. Найти их в лесу можно было только по оставленной лыжне. Если заставали их отряды на открытом месте, при пересечении замёрзших озёр, то тут мы их хорошо обстреливали и бомбили. Нам везло, что с самолетами финскими не приходилось встречаться. На Р-5 вести бой с вражеским самолётом – дело безнадёжное. У нас ведь вооружение какое было? Впереди ПВ-1 (тот же «максим», только авиационный), а сзади – два спаренных пулемета Дегтярева.»

За финскую кампанию Гайдаенко лично Калинин вручил Орден Красной звезды. Как вспоминал сам герой, пару лет награда позволяла раз в год пользоваться в отпуске мягким железнодорожным вагоном. После Финляндии в 1940 году была работа в Эстонии в период ввода советских сил. Иван Гайдаенко обеспечивал связь передовых колонн войск с командованием. Как он сам рассказывал, в полете с Р-2 перед лидирующей машиной сбрасывался вымпел с указанием направления движения войск. Можно было с земли передать обратное послание. Для этого между двумя высокими шестами натягивалась верёвка, посередине прикреплялся конверт с документами, и Р-2 специальной кошкой цеплял ответ в полете. Надо ли объяснять, что подобные маневры на капризном в управлении самолете мог выполнять только настоящий ас?

Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Вторая война Ивана Гайдаенко

Великую Отечественную войну Иван Дмитриевич встретил на бомбардировщике СБ в составе разведывательного авиаполка Ленинградского военного округа. Это был последний тяжелый самолет в карьере Гайдаенко – после пилот работал преимущественно на истребителях. За годы войны он освоил И-16, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Киттихаук». Совершил более трехсот боевых вылетов. Из воспоминаний Ивана Гайдаенко изданию «Я помню»:

Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

«Первые «Кобры» пришли из Англии. Причём англичане не так, как мы, отправляли самолеты. Мы ведь перед отправкой всё помоем, вылижем, а их «Кобры» были грязные, на колесах земля, так и привезли нам их такими морским путём на кораблях. Доставили «Кобры» в Африканду. Главной сложностью было то, что с машинами не привезли никаких инструкций. Мы, к примеру, никак не могли допереть, как у них работают тормоза. У нас тормоза пневматические, на ручке был рычаг, который надо было зажать, а у «Кобры», как у бомбардировщика, тормоза гидравлические, и выжимались они носком сапога на педали. Долго мы крутились, пока это разгадали. Другая особенность: «Кобра» трехточечная, а наши самолеты все с хвостовым колесом. Соответственно, на нашем самолёте взлет осуществлялся так: ручку на себя, бежишь, набираешь скорость, поднимаешь хвост, ещё разгоняешься, потом добираешь ручку и взлетаешь. А на «кобре» хвост поднимать необходимости не было. Но у нас же инструкции не было, мы не знали. Взлетали, как было положено по нашим нормам, как привыкли. Первым на «кобре» вылетал Кутахов. Он ручку на себя взял. Самолет бежит, бежит, и никак не взлетает. Наконец, скорость набрал, а тут уже конец аэродрома, но всё-таки машина взлетела. Потом мы допёрли, что ручку надо держать нейтрально, пусть машина бежит, пока не наберёт скорость подъёма передней ноги, а потом уже можно её отрывать.»

В одном из воздушных сражений близкого друга Гайдаенко Павла Кутахова (будущего маршала авиации и дважды Героя Советского Союза) сбивают. Иван Дмитриевич, чтобы немцы не смогли вести прицельный огонь, прикрывает спускающегося с парашютом летчика. И сам попадает под огонь противника. Вроде бы ничего критичного, Кутахова удалось прикрыть, но на обратном курсе у истребителя задымился и отказал мотор. Пулей перебило масляный бак. Высота не позволяла выпрыгнуть из машины, и Гайдаенко посадил самолет прямо в снежное поле Заполярья. Это случилось в начале 1942 года, а спустя несколько месяцев его снова сбивают, на этот раз с последствиями – Иван Дмитриевич получает травму позвоночника. После непростого лечения Гайдаенко назначают командиром эскадрильи, затем летчиком-инспектором авиадивизии. В боях лично сбил четыре немецких самолета, в составе группы – 26 машин противника.После войны Иван Дмитриевич служил буквально по всему Советскому Союзу. Командовал Дальневосточной воздушной армией, руководил ВВС Туркестанского военного округа, а в 1978 году принял должность заместителя начальника Главного штаба ВВС. Немалый вклад внёс Иван Дмитриевич и в военную науку. В 1973 году под авторством Ивана Дмитриевича выходит учебное пособие «Инструкция летчикам самолета МиГ-21УМ (МиГ-21УС)». Разобраться в ней неспециалисту очень сложно, но видно, что труд серьёзный и основан на кропотливой работе летчика-испытателя. На тот момент Иван Дмитриевич служил в должности командира войсковой части 15650 или Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова в Ахтубинске. Начальником центра Гайдаенко прослужил с 1970 по 1978 год. За достижения в научной работе удостоен учёной степени кандидата военных наук.

Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко
Лётчики полка. В центре будущий маршал и Дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов (на фото уже с первой Золотой Звездой). Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко
Иван Дмитриевич Гайдаенко и его фронтовой друг, дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов. Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Перечислять заслуги и награды Ивана Дмитриевича можно бесконечно долго – в послужном списке и Ордена Красного Знамени, и два Ордена Красной Звезды, и почётное звание Заслуженный военный летчик СССР. Ветеран двух войн внёс неоценимый вклад в развитие отечественного самолетостроения, который ещё только предстоит оценить. Но, пожалуй, одним из главных достижений Ивана Гайдаенко стало воспитание плеяды выдающихся боевых летчиков, среди которых немало Героев Советского Союза и России. В последний путь Ивана Дмитриевича Гайдаенко проводили 11 марта 2023 года. Похоронен герой на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества». Вечная память.

Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко


Источник

Просмотров: 186 | Добавил: Dmitrij | Памяти генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:39:00



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх