Папа Римский Франциск распорядился, чтобы Святой Престол и связанные с ним организации перевели все финансовые активы в Институт религиозных дел (IOR), широко известный как банк Ватикана.
В рескрипте папы, опубликованном 23.08.2022 г., разъясняется толкование пункта новой конституции Римской курии Praedicate Evangelium, обнародованной ещё в марте 2022 г.
Согласно рескрипту Франциска, финансовые и ликвидные активы, хранящиеся в банках, отличных от IOR, должны быть переведены в банк Ватикана в течение 30 дней с 01.09.2022 г.
IOR, базирующийся в городе-государстве Ватикан, насчитывает 110 сотрудников и 14519 клиентов. По состоянию на 2021 г. он обслуживал активы клиентов на сумму 5,2 млрд/евро ($5,6 млрд).
Хотя IOR обычно называют «банком», технически это финансовый институт без филиалов, работающий в пределах города-государства Ватикан для предоставления услуг клиентам, в число которых входят Святой Престол и связанные с ним организации, религиозные ордена, духовенство, католические учреждения и сотрудники Святого Престола.
Число клиентов IOR сократилось на 472, с 14991 клиента в конце 2020 г. до 14519 в 2021 г. Почти половина его клиентов в 2019 г. были религиозными орденами.
Согласно годовому отчету, чистая прибыль финансового учреждения в размере $19 млн. в 2021 г. также снизилась с $44 млн. в 2020 г. и $46 млн. в 2019 г.
В своем рескрипте от 23.08.2022 г. Папа Франциск заявил, что пункт 3 статьи 219 Praedicate Evangelium «должен толковаться как означающий, что деятельность управляющего активами и хранителя движимого имущества Святого Престола и учреждений, связанных со Святым Престолом, является исключительной ответственностью Института религиозных дел.»
Указ заставит учреждения Святого Престола, включая Государственный секретариат, перевести свои финансовые активы в IOR к концу сентября 2022 г. Известно, что у Государственного секретариата были счета в швейцарских финансовых учреждениях, включая Credit Suisse, через которые первоначально осуществлялись спорные инвестиции в лондонскую недвижимость.
Статья 219, параграф 3 новой конституции куриала гласит: «Выполнение финансовых операций, упомянутых в §§ 1 и 2, осуществляется через Институт религиозных дел»- сообщает IOR.
Финансовые операции, описанные в пунктах 1 и 2 статьи 219, представляют собой управление недвижимостью и движимым имуществом Святого Престола и управление организациями, передающими свои активы Святому Престолу.
Ранее, Ватикан, во времена правления Папы Бенедикта XVI, создавшего в конце 2010 г. собственного финансового регулятора Ватикана, подготовил тогда же ряд правил, которые регулируют то, как Святой престол намерен отслеживать движение денежных средств и наказывать тех, кто «отмывает» деньги. Функционировать управление финансовой информации Ватикана начало с 01.04.2011 г. Источники The Wall Street Journal утверждали, что с этого времени все департаменты Ватикана должны были сообщать надзорному органу о всех своих транзакциях как внутри Ватикана, так и за его пределами. При этом регулятору обязана быть предоставлена информация как об отправителе и получателе денег, так и о природе самой транзакции. Кроме того, посетителей Ватикана впервые обязали сообщать жандармам о крупных суммах денег, которые они приносят с собой на территорию данного государства.
До этих пор, финансовая система Ватикана, в центре которой находится Банк Ватикана (он же Институт религиозных дел-IOR), работала с минимумом финансовых ограничений. Итальянские банки десятилетиями проводили транзакции в пользу Банка Ватикана на условиях анонимности. Это позволяло клиентам банка- от швейцарских гвардейцев до католических кардиналов, совершать переводы денежных средств без привлечения лишнего внимания. При этом Институт религиозных дел традиционно не имел отделений за стенами Ватикана.
Кардинал Аттильо Никора, который возглавил службу нового регулятора в Ватикане, приступил к поиску аудиторов и прочих экспертов, однако в подборе персонала столкнулся с серьезными трудностями, поскольку Святой престол не мог предложить конкурентоспособной зарплаты.
The Wall Street Journal отмечал, что у современного Ватикана практически не было навыков по поимке как финансовых, так и любых других преступников. На территории Ватикана не было даже тюрьмы. Согласно новым правилам, нарушители, приговор которым будет вынесен судами Ватикана, будут содержаться в итальянских тюрьмах.
В сентябре 2010 г. полиция Италии арестовала банковские счета Ватикана на общую сумму в 23 млн/евро. Внимание властей привлекли подозрительные денежные переводы в крупные банки: в немецкий J.P.Morgan Frankfurt и итальянские Banca del Fucino, UniCredit и Intesa SanPaolo. В отношении двух высокопоставленных банкиров было начато расследование.
Скандал и вынудил прошлого Папу Римского Бенедикта XVI подготовить рескрипт, направленный на борьбу с коррупцией и отмыванием денег в Ватикане. В нем, в частности, и было закреплено создание в Ватикане специального органа по надзору за финансовой деятельностью.
После чего, следующий Папа Римский- Франциск распорядился провести ещё более радикальную реформу финансовой системы Ватикана, создав не только мощный экономический секретариат во главе с австралийским кардиналом, но и Центральный банк.
Заявление Папы Римского последовало за отчетом комиссии кардиналов, созданной в 2013 г., когда Ватикан занялся новыми скандалами, связанными с обвинениями в коррупции и отмывании денег в банке Ватикана и администрации Вотчины Апостольского Престола (Apsa), которая управляла финансовыми активами и недвижимостью. «Идея состоит в том, чтобы упорядочить всю систему, особенно экономические вопросы, эффективно назначив министра финансов, чтобы свести все воедино»- сказал Financial Times высокопоставленный чиновник Ватикана. «Будет больше прозрачности и больше профессионального руководства. Это непрерывный процесс»- добавил он.
Новый секретариат по экономике создавался с целью, чтобы «иметь полномочия по всей экономической и административной деятельности в рамках Святого Престола и города-государства Ватикан», включая подготовку бюджета. Новый орган обязан был проводить политику, установленную новым Советом по экономике, в состав которого входят восемь старших священнослужителей и семь экспертов-мирян «с большим профессиональным финансовым опытом». Кардинал Джордж Пелл, архиепископ Сиднея и член консультативной комиссии, первый руководитель секретариата, отчитывающийся непосредственно перед Папой Римским. Аудитор с надзорными полномочиями также назначается Папой Франциском.
В рамках реорганизации Ватикан превратил Apsa в Центральный банк, а Институт религиозных дел (IOR), широко известный как Банк Ватикана, остался отдельным банком.
При этом, директор IOR и его заместитель подали в отставку в июле 2013 г., при Папе Бенедикте XVI после ареста итальянскими властями монсеньора Нунцио Скарано, священнослужителя, который работал старшим бухгалтером в Apsa. Итальянские власти в официально обвинили священника в отмывании денег, обвинив его в использовании оффшорных счетов для перевода миллионов евро фальшивых пожертвований через его счета в банке Ватикана, несмотря на то, что он отрицал все обвинения. Итальянские власти похвалили банк Ватикана за сотрудничество в деле монсеньора Скарано.
Эрнст фон Фрейберг, следующий Президент банка, назначенный тем же Папой Бенедиктом XVI незадолго до его отречения, пообещал тогда «нулевую терпимость» в своих усилиях по приведению института в соответствие с международными нормами по борьбе с отмыванием денег.
Затем и Папа Франциск учредил свою специальную комиссию всего за несколько дней до того, как дело о коррупции стало достоянием общественности, в попытке подвести черту под скандалами, которые долгое время подрывали репутацию банка- задача, которая была поставлена папой Бенедиктом, но, по мнению наблюдателей Ватикана, была затруднена влиятельными фигурами в Курии- Бюрократии Святого Престола.
Управление финансовой информации Ватикана, созданное в 2011 г. бывшим Папой Бенедиктом для контроля за соблюдением Ватиканом международных банковских стандартов, сохранило свою роль надзорного и регулирующего органа. Издавая свой Motu Proprio, папский указ, Папа Франциск заявил, что Римско-католическая церковь должна управлять своими активами в «свете своей миссии евангелизации, с особой заботой о самых нуждающихся». Ватикан тогда заявил, что комиссия кардиналов «также рекомендовала более формальную приверженность принятию стандартов бухгалтерского учета и общепринятых методов финансового управления и отчетности, а также усилению внутреннего контроля, прозрачности и управления. Изменения позволят более формально привлекать старших и опытных экспертов в области финансового администрирования, планирования и отчетности».
Карло Маррони, который освещает Ватикан в Il Sole 24 Ore, главной деловой ежедневной газете Италии, сказал, что «финансы Ватикана не поддавались контролю, и каждый департамент действовал как отдельный центр власти. Настоящий разрыв с прошлым заключается в том, что папа Франциск создал «новые фигуры», обладающие большими полномочиями для вмешательства и подчиняющихся непосредственно ему, а не государственному секретарю».
Исходя из того, что Франциск- первый Папа сосредоточивший в своих руках наблюдение и руководство не только всеми финансами Ватикана, но и финансами всех связанных с ним Орденов и других структур, и создавший подчиняющийся лично Папе профессиональный Экономический Секретариат и личную финансовую разведку (спецорган по надзору за финансовой деятельностью) напрашивается вопрос: по какой причине Франциск только за неделю до начала операций по возвращению в IOR всех активов Ватикана хранящихся в других финансовых и пр. учреждениях, и обязанных разместиться за идущий сентябрь исключительно в IOR, издал и принял новую статью в конституции Римской курии?
Может быть знает то, что знают «мало лишь кто»?
И почти на месяц раньше, с первой трети ноября на 16.10.2022 г., гораздо ранее привычного срока- ноября месяца, китайские власти перенесли действительно судьбоносный 20 Съезд КПК, на котором будет решаться не только вопрос очередных перевыборов Си Цзиньпиня на пост Генсекретаря КПК, но и составы основного и постоянного комитетов Политбюро КПК.
Как- то быстро «великие мира сего» начали решать и переносить.