Геноцид евреев в годы правления нацистов в Европе если и оспаривается, то совершенными маргиналами и поклонниками Третьего рейха. Однако на примере холокоста можно проследить, насколько лицемерно может выглядеть мировая политика и общественное мнение. Но для начала история одной фотографии.
Сеттела и Карл
На ней изображена десятилетняя девочка Сеттелла Штайнбах, выглядывающая из вагона эшелона, направляющегося в Освенцим из лагеря Вестерборк. Судьба несчастной была предрешена, и она погибла в лагере в начале августа 1944 года. Вместе с девочкой погибла вся семья – мать, две сестры, два брата, тетя, два её племянника и племянница. В живых остался только отец семейства. Снимал Сеттелу на видеокамеру заключенный еврей Рудольф Бреслауер – действовал он по приказу начальника Вестерборка. Эта трагедия так бы и осталась одной из миллионов, но пронзительность и обреченность взгляда Сеттеллы стала одним из символов холокоста. Не менее трагичная правда выяснилась только в 1992 году усилиями голландского журналиста Ада Вагенара. «Девочка в платке» на самом деле не была еврейкой, а была цыганкой, родом из Бухтена, голландской провинции Лимбург. Семья Сеттелы бежала из Германии, очевидно, после 1933 года, когда нацисты приняли закон об обязательной стерилизации евреев, цыган, синти и рома. С середины 30-х годов немецкие синти и рома содержались в специальных лагерях. Так начинался самый малоизвестный геноцид в Европе, за который немцы не хотели каяться многие десятилетия.
Показательно, что трагедия цыган до сих пор до конца не осознана. Документальных свидетельств геноцида крайне мало, да и заниматься сбором данных было особо некому. Европа десятилетиями не вспоминала массовые убийства цыган и синти. Например, в Австрии в годы войны были истреблены 90 процентов цыган, но первая памятная доска появилась в концлагере Маутхаузен только в 1994 году. Помимо истории Сеттелы Штайнбах, хорошо изучены еще восемь личных трагедий.Например, судьба Карла Стойки. Его семья относится к народности ловаров, этнической группе цыган, сформировавшейся на территории современной Венгрии. Карл родился в 1931 году в Вамперсдорфе, небольшой деревне в Нижней Саксонии.
В 1940 году арестовали и отправили в Дахау его отца, а после в Маутхаузен, где он и скончался. Спустя год в лагерь отправили бабушку и дедушку. Самого Карла арестовали 3 марта 1943 года, когда в рейхе решили окончательно избавиться от цыган. Мальчику удалось чудом выжить, и спустя годы он вспоминал так день ареста:
«Дверь открылась, и вошли смотритель школы, директор и несколько человек в тяжелых кожаных пальто – гестаповцы. Нам всем пришлось вскочить и крикнуть «Хайль Гитлер!» Я, конечно, присоединился, но потом они начали шептаться с нашим учителем, который вдруг повернулся ко мне и грустно сказал: «Пойдем, Карли Стойка, тебе придется теперь пойти с ними!» Я взял свои вещи, а внизу нас ждала полицейская машина и грузовик, уже полный цыган».
В конце марта вместе с 2,5 тыс. австрийских цыган, синти и рома Карл попал в лагерь Освенцим-Биркенау. Ему несказанно повезло – мальчик смог попасть официантом в столовую СС, где добывал для себя пропитание. И для своей семьи – в одном из бараков жила его сестра и мама. Ожидая Советскую Армию, немцы решили эвакуировать часть Освенцима в Бухенвальд. Для этого отобрали самых сильных и молодых.
Матери Карла удалось устроить сына в группу эвакуируемых, хотя мальчик и не подходил по возрасту. Позже он вспоминал своего дядю Луло, который навсегда остался в Освенциме:
«Мой дядя по имени Луло умер добровольно, хотя мог спастись сам. Он прошел отбор, но его жена и трое детей остались. Когда мы начали уходить, она встала по другую сторону забора, посмотрела на него и сказала: «Луло, ты собираешься оставить нас здесь одних?» Ему удалось вернуться в лагерь, он остался со своей семьей, взял их за руки и наблюдал, как мы уходим. Он был героем, но одним из тех, о которых никто никогда не говорит».
2 августа 1944 года немцы уничтожили в газовых камерах 2 900 узников специального «цыганского» барака Освенцима. Карл с братом Монго выжили, а в 1946 году узнали, что чудом остались в живых мама и три сестры. Цыгане составляли большую проблему для нацистов. С одной стороны, они были прямыми потомками тех самых арийцев из Индии. С другой, вели, как казалось немцам, позорный образ жизни, бродяжничали, попрошайничали и воровали. В итоге «ученые» Третьего рейха решили, что цыгане и синти – это продукт смешения чистых арийцев с низшими расами. Доказывать это поручили Научно-исследовательскому институту расовой гигиены, открытому в Германии еще в 1927 году. Расцвела контора с 1936 года, когда погрузилась в псевдонаучные доказательства расового превосходства арийцев. Достаточно сказать, что подрабатывал в институте Йозеф Менгеле, поставляя местным обильный материал из Освенцима. По цыганской тематике работа и Ева Юстин, ближайшая помощница директора института Ойгена Фишера. Немка с полным правом может считаться одним из пособников геноцида цыган и синти в Третьем рейхе. Научную карьеру нацистка построила на доказательстве неполноценности и опасности низших, по её мнению, рас. Показательна тема её докторской диссертации «Биографические судьбы цыганских детей и их потомков, получивших воспитание в манере, не соответствующей их виду». 41 ребенок синти по условиям эксперимента Юстин воспитывался в отрыве от родителей и традиций народности. Нацистка пыталась доказать, что особенности поведения и интеллекта синти и рома врожденные и не зависят от среды.
Параймос
Она много фотографировала, снимала на кинокамеру и проводила психологические тесты. Само собой, она доказала, что нужно, защитила докторскую диссертацию, а 9 мая 1944 года детей увезли из детского дома в Освенцим. Интересно, что немецкая католическая церковь была осведомлена о судьбе детей синти из выборки Юстин, но ничего не предприняла для их спасения. Церковники Европы до сих пор оспаривают это позорное обвинение. Из детей в лагере погибли почти все – среди чудом выживших оказалась Амалия Шайх. Она десятилетиями молчала, не раскрывая подробностей, так как видела, что вчерашние убийцы спокойно живут в европейском обществе. Ева Юстин, например, после войны работала психологом в полиции Франкфурта и даже помогала в работе комиссии по делам о компенсации жертвам холокоста. Умерла в 1966 году от рака. Амалия Шайх заговорила о пережитом в глубокой старости в 1994 году.
Избежал возмездия и Роберт Риттер, руководитель станции биологических исследований по генетике Имперского управления здравоохранения, а также Института криминальной биологии при Гестапо. Риттер предложил термин «скрытая умственная отсталость», которой были подвержены цыгане и синти. В 30-е годы опасения немцев, что недуг может распространиться, заставили стерилизовать несколько сотен цыган. Как и его соратница Ева Юстин, Риттер свободно владел цыганским языком, чем располагал к себе будущих жертв. Нацист составлял собственную картотеку, снимал антропометрические параметры, брал кровь для расистских исследований и определял, кто цыган, а кто нет. Гестапо руководствовалось методичками Риттера для отбора несчастных в концлагеря. После войны жил полноценно, работал педиатром и скончался в 1951 году. Обвинения против него были сняты, так как предъявлены они были «какими-то цыганами».
В общей сложности нацисты и пособники уничтожили до полумиллиона цыган и синти в Европе. Это не менее половины довоенной численности народностей. Точное число погибших мы так никогда не узнаем – слишком велика была ненависть и равнодушие к цыганам в Европе со стороны всех. В культуре страшный период получил имя «Параймос» или «пожирающий, разрушающий». Есть и вторая трактовка, означающая: «освквернение, изнасилование». Антицыганские настроение в Европе сохранились и после войны, что неудивительно – никто не мог заступиться за несчастных. Своей государственности, наподобие израильской, цыгане не получили, и никогда уже не получат. Немцы признали геноцид только в 1982 году, но так и не выплатили никому достойных репараций. Между тем трагичные явления холокоста и параймоса следует рассматривать исключительно в одной плоскости.