Слова президента России Владимира Путина о том, что впервые с момента создания ракетно-ядерного оружия наша страна завоевала прочное и непререкаемое первенство в области создания новейших вооружений, очевидно, отдаются тяжкой болью в сердцах генералов американского военного ведомства.
Тот факт, что Россия не плетется в хвосте США, вынужденно «догоняя» их, а задает темп в этой области всему миру, судорожно пытающемуся обзавестись чем-то подобным, не дает им покоя ни днем, ни ночью. Наверняка именно по этой причине время от времени в информационном пространстве появляются сообщения о том, что США «находятся на пороге создания гиперзвукового оружия», «приступили к его испытаниям» и вот-вот смогут дать «достойный отпор проискам Кремля». Как дела обстоят на самом деле?
На нынешней неделе военное ведомство Соединенных Штатов порадовало своих сограждан вестью о том, что его Управлением перспективных исследовательских проектов (DARPA) заключен контракт с компанией Lockheed Martin на «проведение третьего этапа работ по созданию комплекса гиперзвукового оружия». Судя по всему, в данном случае речь идет о предназначенной для сухопутных войск системе Operational Fires наземного базирования, способного, по заверениям военных, «действовать с позиций, предсказать которые невозможно». Что характерно, озвученная стоимость контракта – около 32 миллионов долларов. Для Lockheed Martin, обычно пожирающего бюджетные деньги со скоростью и беспощадностью австралийских лесных пожаров, как-то даже и несолидно. Дело, очевидно, в том, что это уже, как было сказано выше, третий этап. Наверное, осталось всего-то обшивку подкрасить да пару болтов дожать... Напомним, предыдущие заказы, полученные корпорацией в прошлом году как раз по «гиперзвуковой» теме, но в варианте воздушного базирования: Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW) и Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW), исчислялись совершенно другими цифрами. В общей сложности это «удовольствие» обошлось американским налогоплательщикам в полтора миллиарда долларов без малого.
Кстати, с первой из этих амбициозных программ, похоже, получилась какая-то нестыковка. В конце прошлого года Пентагон объявил о поиске «имеющих достаточные технические возможности и квалифицированных сотрудников» подрядчиков для проведения испытаний, получивших название Hypersonic Test Engineering, Mission Planning and Systems или HyTEMPS. В чем дело? Неужели у разработчиков, у самих Lockheed Martin, проблемы с техникой или квалифицированным персоналом? Или что-то пошло не так и проект передан кому-то еще? Полная неясность и тайна, покрытая мраком. Хотя, возможно, речь идет вообще о другой разработке – например, опять-таки, сухопутной Common Hypersonic Glide Body (C-HGB). Над ней, по словам одного из пентагоновских генералов, не покладая рук трудятся спецы из национальной лаборатории американского Минэнерго, а вовсе не создатели F-35. С другой стороны, испытания по этому проекту анонсированы не ранее чем на 2021 год. Снова не сходится...
Вообще говоря, все эти заявления более всего смахивают на упорные попытки убедить американского налогоплательщика в том, что его кровные денежки, регулярно вливающиеся в становящиеся все более и более грандиозными военные бюджеты США, используются «на всю катушку». Работа кипит: спецы трудятся, не покладая мозгов, промышленники в четыре смены «куют гиперзвуковой меч родины», а бравые вояки проводят испытания одно за другим.
По поводу испытаний можно припомнить гуляющие в СМИ США байки о судьбе первой модели гиперзвукового оружия, разработанной в США, Falcon HTV-2. Его запуск состоялся якобы десять лет назад и во время этого теста «чудо-ракета» рванула в стратосферу аж на 20 Махах! Правда, после этого она так и понеслась дальше – неведомо куда... Попытка, предпринятая еще через год, увенчалась таким же «успехом» - тестовая модель не продержалась в воздухе и получаса. После этого проект был свернут, как бесперспективный. Получается, что вместо гиперзвука в США пока гиперблеф. Очередные "звёздные войны" в ином масштабе. Блефовать в крайне степени - ради выделения средств - как вариант.
А что же за гиперблефом?
Скорее всего, максимально приближенным к истине следует считать признание, сделанное в конце прошлого года главой Пентагона Марком Эспером относительно того, что реальные работы по созданию «гиперзвука» были полностью прекращены Соединенными Штатами несколько лет назад и теперь им действительно приходится догонять Россию. Какими темпами и с каким успехом – это уже другой вопрос. Судя по всему, слова Владимира Путина о том, что ни одна страна на Земном шаре пока не имеет гиперзвукового оружия, а там более – его межконтинентальных образцов, являются горькой для США истиной, с которой им придется жить еще достаточно долгое время.