Главная » 2021 » Апрель » 26
16:30

Перед реализацией транспортных мегапроектов государство взялось за олигархов-металлургов

Перед реализацией транспортных мегапроектов государство взялось за олигархов-металлургов

Ситуация, сложившаяся на рынке металлов, может потребовать прямого и срочного вмешательства государства. Резкий рост цен на продукцию металлургии ведет к удорожанию себестоимости строительства и ставит под вопрос реализацию масштабных инфраструктурных проектов в России. Кто же во всем этом виноват, и что делать?

Если год назад тонна металла на бирже стоила 518 долларов, то сегодня эта цифра составляет уже 1363 долларов. Рост почти трехкратный. Казалось бы, нашей стране, чей бюджет преимущественно формируется из доходов от продажи на экспорт природных ресурсов, надо радоваться. Но почему же никто, кроме нескольких всем известных олигархов, не пускается в пляс, а Федеральная антимонопольная служба, напротив, бьет тревогу?

С одной стороны, рост спроса на продукцию металлургии – это большое благо, поскольку означает постепенное восстановление мировой экономики. С другой стороны, особой пользы для России это не несет, ибо большая часть отечественных металлургических компаний зарегистрирована в офшорах либо иностранных юрисдикциях. Чтобы не быть голословными, приведем несколько фактов. Например, «Базовый элемент» олигарха Олега Дерипаски принадлежит компании Basic Element Ltd, зарегистрированной на острове Джерси, а той, в свою очередь, владеет компания A-Finance, зарегистрированная на Британских Виргинский островах. Формальным владельцем холдинга Evraz Романа Абрамовича является компания Mastercroft Limited, которая изначально базировалась на Кипре, а потом переехала в Люксембург. Владельцами ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» также являются две кипрские офшорные компании. И так далее, информация открытая, любой может лично удостовериться, насколько на самом деле «российскими» являются отечественные металлургические гиганты.

Для чего они регистрируются за рубежом? Чтобы платить меньше налогов в России, разумеется. Это к вопросу о том, есть ли основания нам всем радоваться росту цен на металл. Их нет и, увы, это далеко не все проблемы. В декабре 2020 года ФАС начала расследование, вызванное резким увеличением стоимости металлургической продукции: арматуры, труб, листового и фасонного металлов. Это крайне негативно сказалось на строительной отрасли, которая только-только сама начала восстанавливаться, благодаря таким стимулирующим государственным мерам, как льготная ипотека и столичная программа реновации. Стоит ли говорить, что антимонопольщики усмотрели признаки антиконкурентного сговора между крупнейшими торговцами металлопрокатом?

Теперь перейдем к тому, почему со всей этой ситуацией необходимо быстро и жестко разбираться. Дело в том, что в России анонсированы такие масштабные и стратегически важные для страны инфраструктурные проекты, как расширение пропускных возможностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Для достройки этих железных дорог, проходящих в сложных климатических зонах, потребуется огромное количество металла. Уже сейчас себестоимость проекта подорожала «всего лишь» на 40 миллиардов рублей, о чем мы подробно рассказывали ранее. То ли еще будет…

Но эти железнодорожные магистрали, позволяющие осуществлять транзит грузов из Азии в Европу и одновременно соединяющие дальние концы России, нашей стране реально нужны. Если все сделать по уму, Транссиб и БАМ смогут стать дополнительными драйверами развития отечественной экономики. Есть и деньги. Сообщается, что в инфраструктуру будут вложены средства ФНБ. А если сделать не по уму? Тогда инфраструктурный мегапроект рискует стать настоящей финансовой «черной дырой», при которой железная дорога становится «золотой», а федеральные деньги будут перемещаться со счетов Фонда в карманы нескольких олигархов, расположенные в офшорах.

Нельзя сказать, что никто этого не понимает. Вице-премьер Андрей Белоусов вышел с рядом инициатив, призванных предотвратить злоупотребления. В рамках первой предполагается создание специального государственного резервного фонда, который будет закупать металлургическую и прочую продукцию по фиксированным ценам в целях реализации инфраструктурных строительных проектов. Второй сценарий от «десницы Путина» предусматривает выход металлургов на биржу, где они должны будут продавать свою продукцию по сниженным ценам в обмен на дополнительные экспортные квоты от правительства.

Третий вариант самый радикальный. Вице-премьер Белоусов предлагает введение индикативной цены на металлы по аналогии с экспортом сельскохозяйственной продукции за рубеж. Может быть введен ценовой демпфер для каждой экспортной позиции, прибыль свыше которой будет облагаться дополнительными пошлинами и налогами. Такие сверхдоходы могут изыматься и направляться государством на инфраструктурные инвестиции. Интересное предложение. Вот только кто окажется сильнее, «десница Путина» Андрей Белоусов или «невидимая рука» олигархов Дерипаски, Абрамовича, Усманова, Потанина и прочих? Увидим.

Сергей Маржецкий

 

Источник



Просмотров: 454 | Добавил: АндрейК | Перед реализацией транспортных мегапроектов государство взялось за олигархов-металлургов | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх