Главная » 2023 » Январь » 17
04:49

Передача Украине «колёсных танков» AMX-10RC: далеко не бесполезные игрушки

Передача Украине «колёсных танков» AMX-10RC: далеко не бесполезные игрушки

Ну, как говорится, дождались. Если несколько месяцев назад версия о возможной передаче Украине какой-то чуть более тяжёлой, чем разного рода броневики, бронетехники западных образцов казалась маловероятной, то теперь ворота почти открылись на полную. Американцы потащили свои «Брэдли», немцы пообещали «Мардеры», а претендовавший когда-то на звание голубя мира Макрон анонсировал поставку колёсных боевых машин AMX-10RC, которые также часто называют колёсными танками.Безусловно, можно обойтись дежурными фразами, что поставки французов ничего не изменят и вообще бесполезны. Тем не менее, несмотря на невозможность кардинально поменять ситуацию на фронтах, эти колёсные машины могут натворить немало дел, так что пренебрегать ими не стоит хотя бы с точки зрения конкретных участков боевых действий.

Диковинная штука

Честно говоря, подарок от французов в лице AMX-10RC выглядит интересно. Несмотря на обилие вооружений, поставляемых Киеву от его партнёров, какую-то чёткую грань в их классификации проследить можно. Например, отдали кучу танков советского образца и готовятся к поставкам западных – хорошо, танк есть танк, и его место в армейской иерархии понятно. То же самое с боевыми машинами пехоты, разного рода броневиками, бронетранспортёрами и прочим, включая даже ЗРК и РСЗО. А вот AMX-10RC из этого стройного потока оружия выделяется как минимум тем, что это специфическая боевая машина, которая хоть и присутствует на вооружении Марокко и Катара, но в целом подходит под концепцию исключительно французских бронекавалерийских частей. Чему способствуют её тактико-технические характеристики, в числе которых мощное вооружение, колёсная база, слабое бронирование и отсутствие возможности перевозить десант в угоду экономии массы и высокой мобильности.

Танком в полном смысле слова AMX-10RC назвать нельзя – даже сама аббревиатура RC (Roues Canon), в переводе обозначающая «пушку на колёсах», красноречиво об этом говорит. Однако в кавалерийских полках он выполняет функцию главного калибра. Фланговые атаки, прорыв участков фронта с рассечением вражеских позиций и развитием наступления, сковывание сил противника до прибытия основных сил и разведка – далеко не полный список задач современной французской кавалерии, где нужна эта быстрая машина с крупным калибром. Да и про Иностранный легион и боевые действия в Африке и Ближнем Востоке забывать не стоит, поскольку там «колёсники» показывали и показывают себя с лучшей стороны. Вообще, все эти колониальные и постколониальные дела наложили свой отпечаток на семейство колёсной бронетехники Франции и на AMX-10RC, в частности. Но об этом написано немало, да и в тематику данного материала это не вписывается.

Характеристики

Перед началом нужно отметить один важный факт: Украине, скорее всего, будут поставлены AMX-10RCR, которые прошли достаточно глубокую модернизацию, коснувшуюся как защищённости, так и электронной составляющей – других у Франции в существенном количестве просто не осталось. Поэтому далее речь пойдёт про обновлённую машину.Одним из самых спорных моментов, которые подвергаются большей критике, является слишком лёгкое бронирование французского изделия. Ряд ограничений, среди которых во главу угла ставились экономия массы, мобильность и обеспечение плавучести, вынудили разработчиков использовать тот же состав брони, что и на прародителе AMX-10RC – гусеничном бронетранспортёре AMX-10P. А именно – алюминиевый сплав 7020, как наиболее сбалансированный по вязкости и твёрдости. Из него выполнен как корпус, так и башня машины. При этом стоит отметить, что уровень стандартной защиты «француза» ниже, чем у отечественной БМП-3, поскольку максимальная толщина алюминиевых бронелистов у него не превышает 45 мм. В общем, исключительно противопульная броня, которая в лобовой части держит крупнокалиберные пулемёты, а по бортам только лёгкую «стрелковку» 7,62-мм. Что поделать, плавучесть боевой техники не только у нас была в приоритете. Примечательно, что французские конструкторы в конце концов плюнули на неё, остановив свой выбор на повышенной защищённости.

Компоновка AMX-10RC/RCR. Наводчик и командир машины находятся в башне справа от орудия, заряжающий - слева. Место механика-водителя - в левой части корпуса.Компоновка AMX-10RC/RCR. Наводчик и командир машины находятся в башне справа от орудия, заряжающий – слева. Место механика-водителя – в левой части корпуса.
AMX-10RCR с дополнительным бронированиемAMX-10RCR с дополнительным бронированием

В доработанной версии AMX-10RCR корпус и башня дополнительно прикрыты стальными листами высокой твёрдости толщиной до 10 мм, в результате чего была обеспечена стойкость к 23-мм бронебойным снарядам во лбу и крупнокалиберным пулемётам – в бортах. Прирост значительный. При этом из-за возросшей с начальных 15,6 до 17 тонн массы машина полностью лишена возможности преодолевать водные преграды вплавь – даже водомёты сняли.Какой тут можно сделать вывод? Машина в принципе не была предназначена для прямых боестолкновений с противником, массово оснащённым тяжёлой бронетехникой и противотанковыми средствами. Из-за скромных параметров бронирования, конечно, никакой дурак AMX-10RCR в лобовую атаку на танки не погонит и сейчас, тем более негативный опыт в Ираке, где потрепало немало этих изделий, есть. Да и разведывательные БПЛА, коих над полем боя порой больше, чем птиц, эту возможность максимально исключат. Но для пехоты, даже под прикрытием БМП и БТР, этот «француз» может стать неожиданным и крайне неприятным сюрпризом. Другой вопрос, что особенности территорий, где проходят боевые действия в рамках СВО, не везде позволят реализовать возможности французских подарков. Даже минимальная по плотности застройка – уже большое препятствие для их применения.

Данная машина – в какой-то мере сборник компромиссов, как по вооружению, так и по комплексу управления огнём.Так, например, прицельная система «француза» вроде бы соответствует современным стандартам. Имеется лазерный дальномер, баллистический вычислитель и набор датчиков, выдающих данные о метеорологических условиях, собственном положении корпуса и башни машины, скорости цели и прочем. Присутствует интеграция в единую систему управления войсками со спутниковой навигацией. У командира есть панорамный прибор наблюдения с возможностью ведения огня из пушки, а у наводчика – оптический и тепловизионный прицелы.

Панорамный прицел командира и перископические приборы наблюденияПанорамный прицел командира и перископические приборы наблюдения

Нет только стабилизации орудия. Да, AMX-10RCR, как и ранние его варианты, не имеет никакой стабилизации пушки, поэтому наиболее эффективная стрельба из неё возможна только с остановки. При этом у самого ствола тоже есть особенность.Часто можно увидеть информацию, что AMX-10RC и его модернизированные варианты обладают стандартной пушкой НАТО калибра 105-мм. Ну и, соответственно, хоть какая-то унификация с переданными Словенией танками M-55S может появиться по снарядам. Но нет, западные партнёры Киева постепенно начинают нагружать логистику разносортицей.

AMX-10RC с боекомплектомAMX-10RC с боекомплектом

На машине установлена 105-мм пушка пониженного давления F2 BK MECA с длиной ствола 48 калибров. В отличие от полноценного орудия, устанавливавшегося на «Леопарды 1» или танки М1 «Абрамс», она разработана под исключительно французский патрон 105х527R, и никакую другую номенклатуру боеприпасов, кроме «родной», переваривать не может.В боекомплект машины, состоящий из 38 унитарных выстрелов, входят три основных снаряда:• OE 105 F3 – классический осколочно-фугасный снаряд массой 7,2 кг и начальной скоростью 800 метров в секунду;• OCC 105 F3 – довольно высокоскоростной кумулятивный снаряд с начальной скоростью 1 120 метров в секунду, способный пробить вертикально установленную стальную плиту толщиной около 350 мм;• OFL 105 F3 – оперённый подкалиберный снаряд на основе вольфрамового сплава, гарантированно пробивающий 150-мм стальную плиту под углом 60 градусов с 1 200 метров. Начальная скорость 1 400 метров в секунду.В качестве вспомогательного вооружения используются 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт с боекомплектом 4 000 патронов и 12,7-мм пулемёт, устанавливаемый на крыше башни у командирского люка.Серьёзный изъян в виде нестабилизированной пушки может существенно повлиять на огневые возможности французского изделия, а это, в свою очередь, может сказаться на его живучести на поле боя. Но это на самом деле не столь важный недостаток. Даже стабилизаторы не дают хотя бы 50-процентный шанс на точное попадание в цель в движении, а нынешние реалии таковы, что гусарские атаки слёту на бронетехнике – вещь из разряда маловероятных.А вот арсенал у машинки весьма внушительный. Для лобовой защиты большинства наших танков, конечно, показатели пробиваемости снарядов французской машины в принципе не так уж и опасны. Только в борта и корму, не более, но там и древние гранаты для РПГ-7 могут справиться – как и с западными танками. Исключение составляют разве что Т-62 со стальной бронёй, которая с учётом углов наклона больше 200 мм в целом не даёт.В отличие от танков, боевым машинам пехоты и бронетранспортёрам может не повезти. Там хоть в лоб, хоть в борт – для 105-мм снарядов разницы никакой не будет.Ну, это если вообще такие встречи между «французом» и нашей техникой произойдут. Всё-таки проза СВО несколько банальнее поэзии прикидок. Тут на первый план выходят полноценные осколочно-фугасные снаряды этой машины. Большой калибр на очень мобильном шасси может доставить немало проблем и укреплённым позициям, и при действии из засад. И этому весьма способствуют возможности подвески AMX-10RCR, но об этом далее.

Подвижность и легендарная подвеска

Как известно, колёсное шасси применительно к бронетехнике – это в первую очередь высокая подвижность. И AMX-10RC/RCR в этом плане исключением явно не будет. Дизельный двигатель 6F11 SRX мощностью 280 лошадиных сил совместно с автоматической коробкой передач дают возможность машине разгоняться до 85 км/час по шоссе и 40–45 км/час по бездорожью с запасом хода от 500 до 1 000 км в зависимости от дорожных условий. При этом скорость заднего хода примерно такая же, хотя в модификации AMX-10RCR её ограничили 50 километрами в час.Проходимость по слабым грунтам у «француза» в целом находится на уровне его аналогов. Тут ничего определённого касаемо квашни из украинского чернозёма сказать нельзя – нужно будет смотреть практическое применение. Но, например, по заболоченным участкам едет вполне уверенно, чему способствует система регулирования давления в шинах.

Пример работы гидропневматической подвески AMX-10RCRПример работы гидропневматической подвески AMX-10RCR

Но интереснее тут совсем другое.Во-первых, AMX-10RC/RCR, в отличие от многих колёсных броневиков с многоосным шасси, умеет разворачиваться по-танковому. Для того, чтобы развернуться в какую-то сторону, ему не нужно описывать дугу или совершать манёвры типа «взад-вперёд». Всё делается на месте.Во-вторых, в конструкции его подвески имеется гидропневматическая система (масло+азот), которая может изменять положение корпуса. С помощью неё можно изменять не только клиренс – дорожный просвет – в пределах от 210 мм до 600 мм, но и дифферент. Грубо говоря, можно наклонить носовую часть корпуса машины до предела вниз, либо в буквальном смысле задрать его на дыбы.То, как это может помочь в боевых условиях, особенно в засадах, особо объяснять не нужно. Подъём корпуса почти на 40 сантиметров увеличивает обзорность из машины и даёт возможность разглядеть те цели, которые ранее не попадали в поле зрения из-за рельефа или других особенностей местности. А опускание или задирание носовой части AMX-10RC/RCR кратно расширяет углы склонения орудия для поражения целей. В общем, очень и очень сильное подспорье не только в чистом поле, но и в тех ситуациях, где более привычная для нас техника окажется бессильной.

Выводы

В первую очередь, конечно, стоит сказать о минусах. Всё-таки AMX-10RC/RCR – машина специфическая. Это не танк и не БМП, и не БТР. А это, естественно, реорганизация или сочинение нового штата войскового подразделения, куда они поступят. С этим, думается, проблем особых не будет, но пример применения совсем уж нетипичных для вооружённых сил постсоветских стран пушечных броневиков мы увидим.Очевидно, негативно скажутся и проблемы в логистике. «Француз» вообще никак не унифицирован ни с каким западным и уж тем более украинским вооружением. Снабженцы кричать о помощи, естественно, не будут, но запчасти и снаряды вынудят использовать машину, пусть даже если и несколько десятков штук передадут, на отдельных и не разбросанных по всему фронту СВО участках.Ну и традиционно и формально: серьёзного воздействия на ход спецоперации AMX-10RC/RCR не окажут. Просто потому, что Париж весь свой парк Иностранного легиона и бронекавалерийских полков не отдаст. Ну десять штук, двадцать, тридцать?Но это формально и традиционно. А на практике? Увесистый калибр с мощными снарядами на мобильном шасси, снабжённый тепловизором? Долбить такое нужно, ещё когда оно стоит на железнодорожных платформах где-то в западных областях Украины. Но такие дела у нас пока не практикуются, поэтому разбираться придётся, что называется, на местах. А там можно будет натолкнуться и на засады с «французами», и на мобильные бронегруппы с ними – ВСУ уже успели опробовать тактику маневренных группировок, поэтому, возможно, AMX-10RC/RCR в их штат попытаются встроить с определённым успехом.



Источник

Просмотров: 378 | Добавил: Dmitrij | Передача Украине «колёсных танков» AMX-10RC: далеко не бесполезные игрушки | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх