На референдуме в декабре 2019 года население острова Бугенвиль, одного из крупнейших в западной части Тихого океана (почти 10 тыс. кв. км), единогласно высказалось за независимость.
США и КНР признали итоги плебисцита, вероятно, прельщенные ресурсами территории, претендующей на самоопределение. Власти Папуа – Новой Гвинеи (ПНГ), в составе которой находится остров, изобилующий высококачественной медной рудой и другими полезными ископаемыми, вынужденно согласились на референдум ввиду массового повстанческого движения бугенвильцев.
Под вопросом и территориальное единство Индонезии в связи с новыми акциями сепаратистов в ее обширном Тихоокеанском регионе – Западном Папуа. Характерно, что, во-первых, тамошние повстанцы так же, как бугенвильские, не считаются администрацией США террористическими организациями. Во-вторых, на Западе действуют структуры в поддержку отделения Западного Папуа от Индонезии.
“Есть за что бороться. В недрах – вся таблица Менделеева, притом в больших объемах”
Революционная армия освобождения Бугенвиля (РАОБ) основана в середине 80-х и до 2005 года возглавлялась Фрэнсисом Она (1952–2005), бывшим рабочим медных рудников. Бугенвиль – один из крупнейших в мире обладателей запасов меди (свыше 55 млн т), добываемых австралийскими и британскими компаниями. Это и другое сырье вывозится в основном в Австралию, а также в Японию и Новую Зеландию вопреки требованиям РАОБ создать местную переработку. По данным Bougainville Copper Ltd. (Австралия) и Би-би-си, наряду с залежами меди в недрах острова еще и крупные запасы молибдена (более 20 млн. т), золота (свыше 20 млн унций), серебра, кобальта, свинца, цинка. Богатство Бугенвиля составляют также тропические лесные породы, в частности высокоценное красное дерево. Плюс изобилие разнообразных морепродуктов. Но «немедные» ресурсы осваиваются максимум на 10 процентов.
Война на Бугенвиле с середины 80-х унесла жизни около 15 процентов населения острова – более 25 тысяч человек, еще до 20 тысяч стали беженцами либо пропали без вести. Власти ПНГ применяли против сепаратистов военную силу, но разгромить их не удалось.
При посредничестве Канберры и Веллингтона в 2001 году было подписано мирное соглашение: Бугенвиль наделялся широкой автономией и гарантией проведения референдума в ближайшие 10–15 лет. Он и состоялся в декабре с бесспорным итогом в пользу независимости.
Комментарии в зарубежных СМИ сводятся к тому, что Австралия стремится сохранить экономическое присутствие и на суверенном Бугенвиле. Потому Канберра заставила власти ПНГ пойти на диалог с сепаратистами, но военные действия продолжались до середины 2010-х.
В то же время ПНГ, как утверждают в Джакарте, по-прежнему поддерживает сепаратистов в Западном, то есть в обширном (420,5 тыс. кв. км) индонезийском Папуа, по 1962 год остававшемся голландской колонией («Козырная Джакарта»). Движение за свободное и единое Папуа действует с середины 60-х. Есть за что бороться. В здешних недрах – вся таблица Менделеева, притом в крупных объемах. Это газ и нефть, уран и хром, висмут и графит, золото и платина, алмазы и редкоземы. А еще колоссальные запасы красного дерева. Но Индонезия разрабатывает все это в минимальных объемах.
Движение базируется в основном в соседних районах ПНГ, что приводит к военным эксцессам на границе, протяженность которой между прочим почти 850 километров. В ПНГ, по оценкам ЭКОСОС ООН (2018), – до 60 тысяч беженцев из Западного Папуа. В стране проводятся «неофициальные» кампании за воссоединение регионов.
По оценкам индонезийских Jakarta Post и Tribunnews, ситуация накаляется. В конце августа снова вспыхнули сепаратистские акции, из-за чего туда были дополнительно направлены шесть тысяч полицейских и военных.
Президент Индонезии Джоко Видодо еще в конце августа 2019 года заявил, что готов обсудить с лидерами сепаратистов их требование о проведении под эгидой ООН референдума о независимости. Но те говорят: уже поздно и всего лишь обсуждения теперь слишком мало. Следствием же является, по данным ряда источников, ответная поддержка Джакартой сепаратистов Бугенвиля.
Еще 30 лет назад в США, Великобритании, Нидерландах и Австралии была развернута – синхронно – общественная вроде бы кампания «За свободное Западное Папуа» (Free West Papua Campaign). В тех же странах с тех пор действует Фонд помощи Западному Папуа.
Активизация повстанцев вдохновляет аналогичные организации, действующие с 60–70-х в других регионах Индонезии: в Южном Калимантане, на Сулавеси, на Моллукском архипелаге. С середины 2019-го акции сепаратистов участились.
Тихоокеанский бассейн на пороге нового передела.