Интересно и даже забавно, но в Раннее Средневековье церковным властям не было никакого дела до борьбы против зловредных козней разных там деревенских травознаек, коих впоследствии едва ли не поголовно записали в ведьмы. Также равнодушна была к ним власть светская. Более того – и это по-настоящему удивительно, но в 643 г. король лангобардов Ротари даже выпустил эдикт, которым прямо запретил всем своим подданным христианам верить в разную чертовщину, например, что женщины могут превращаться в вампиров и высасывать у людей кровь. Очень даже прогрессивный был человек для того времени, ничего не скажешь.Впрочем, король франков, и впоследствии император Карл Великий пошёл ещё дальше: в 787 году своим капитулярием (то есть законным актом!) объявил, что подлежит смертной казни тот человек, кто на основании веры в ведьм и колдунов их выискивает и убивает. То есть фактически запретил само их существование. То есть пока главной задачей правящей верхушки общества являлось повсеместное распространение веры Христовой, никакие старые народные поверья всерьёз не принимались, а всё делалось, чтобы отвратить людей от веры в прежних богов. И получалось так, что новый-то бог был очень даже милостив и этим тоже привлекал людей в него уверовать!
Раннее не значит примитивное…
Для нас хорош лишь тот, кто прославляет одного лишь бога,
лишь тот умен, кто прочих всех предает проклятью.
Песня из кинофильма «Последняя реликвия»
Причём в Раннем Средневековье процессы по типу ведовских историкам известны. Но их было очень немного, и в основном они касались только лишь представителей феодальной знати и связаны были не столько с верой в бога, сколько с борьбой за богатство и власть. Известно, например, что король Франкского государства Людовик Благочестивый (814-840 гг.) вдруг страстно воспылал чувствами к красавице Юдифи Баварской и даже на ней женился. А та зловредная Юдифь взяла, да и уговорила опьянённого любовью Людовика поделить свою империю в ущерб своим старшим сыновьям, родившимся от его первого брака. Вот тогда-то за «пострадавших» духовенство и вступилось. Было объявлено, что Людовик был приворожён Юдифью с помощью колдовских чар, то есть отуманен, одурманен, и потому был сам не свой, когда такое решал. Более того, якобы обнаружилось, что его супруга устроила в его дворце настоящий притон для ведьм и ворожей, ну и король попал под их чары. Пришлось Людовику уступить и от своего решения отказаться.Но вот в XIII в. христианство укрепилось в европейских странах окончательно и бесповоротно, и вот тут-то явно понадобилась антитеза Богу, чтобы можно было на кого-то сваливать все беды и несчастья. Но… до Бога высоко, до дьявола… глубоко (он всегда ассоциировался с подземным миром, то есть преисподней!), и понадобилось найти его приспешников в мире людей. И тут же богословы и разные учёные схоласты дружно принялись за «теоретическое обоснование» козней дьявола и демонологии. В результате дьявол очень быстро догнал по силе и могуществу Господа Бога (а дуализм чёрного и белого, плохого и хорошего существовал всегда, потому как был доступен даже самому посредственному уму!), и выяснилось (а раньше-то этого и не знали!), что он вездесущ, исключительно злокозненен, а его воинство поистине несметно. Ну и что главное, его занятие заключается в уловлении человека на продажу своей души, для чего он заставляет людей подписывать с ним договор. Вот Бог, тот требует от человека лишь «истинной веры», а дьявол ну никак не может обойтись без бумаги и подписи… причём обязательно кровью! То есть произошёл полный на 180 градусов поворот в сознании людей, причём спущенный вниз с верхов. Была выбрана какая-то часть населения, которую сделали ответственной за «козни Дьявола» и соответственным образом начали с ней бороться. Зачем это было нужно? А ради укрепления собственной власти и влияния – вот зачем!
Дело в том, что раз теперь Сатана стал всесильным, то и защититься от него было невозможно ничем, кроме… веры и… Церкви, конечно. И если до этого Церковь людям несла веру в Бога, то теперь она же занялась тем, что стала спасать его от слуг зловредного Дьявола. А тут ещё и инквизиция, которая до этого боролась главным образом с еретиками, обнаружила для себя новое, ещё непаханое поле для деятельности.Выяснилось, что чудеса, описаниями которых были полны богословские книги, как и сама Библия, могли быть делом не только Бога, но и слуг Сатаны. То есть ведьмы их как раз и творили. Таким образом они покушались на веру в Отца Небесного и, разумеется, отвергали могущество его Святой Церкви. А раз так, то и ведьмы оказались в одном ряду с еретиками. И сразу же по всей Европе запылали костры. К тому же причин, по которым истребляли в первую очередь именно женщин, было… множество.
Сначала, когда Европу люди только лишь осваивали, способность женщины к деторождению воспринималась как благо. Но затем оно стало проклятием. Родившиеся дети покушались на раздел имущества, пополняли банды рыцарей-разбойников и банды разбойников-простолюдинов. В боях и походах гибли мужчины, число едоков вроде бы уменьшалось, но… женщины продолжали рожать. А так как ограничить их эту возможность было нельзя, то по логике вещей следовало ограничить само их количество!Дошло до того, что римский папа Иннокентий VIII в 1484 г. издал специальную буллу «С величайшим рвением», в которой объявил (вопреки указу Карла Великого, кстати) неверие в существование ведьм ересью и призвал к их уничтожению. Папа потребовал от властей Германии помочь инквизиторам Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру, находившихся там, в их поисках ведьм. Естественно, что подобная забота со стороны самого папы не могла не воодушевить «ведьмоискателей». Не прошло и трёх лет, как они опубликовали самое знаменитое сочинение против ведьм и ведовства: «Молот против ведьм» («Молот ведьм»), настоящую «настольную книгу» для всех организаторов ведовских процессов. И если до XVI в. применение пыток чаще всего в судах запрещалось, то теперь именно они стали важнейшим способом заставить подсудимых покаяться в связях с дьяволом.
В результате XVI-XVII вв. в Европе стали эпохой охоты на ведьм. Ведьм судили все, кому не лень: и светские, и епископские суды, и суды инквизиции. Чтобы начать разбирательство, вполне хватало голословного обвинения в ведовстве. Соседи могли пожаловаться, например, что у них в результате ворожбы известной им женщины пропало молоко у коровы, неожиданно умер ребёнок или сгорел сарай. Даже просто недобрый взгляд из-за забора, а то и красота и неуступчивость той же соседки вполне могли стать причиной для судебного разбирательства. У судей был заготовлен целый список вопросов, и понятно, что испуганной женщине было трудно ответить на большинство из них, как этого требовалось, и уж тем более предоставить суду свидетельские показания о её усердии в вере. Любые сомнения в искренности трактовались не в пользу обвиняемой. То есть презумпции невиновности фактически не существовало.
Старая вера на новый лад
– Что это за жук может быть?
– Брат Иероним лучше всех знает Святое писание, пусть скажет.
– Среди всей живности, созданной господом, оно не значится.
– Значит, это от дьявола.
Разговор монашеской братии в кинофильме «Последняя реликвия»
А теперь вспомним, какие в это время в той же Европе имели место события? Как раз в XVI — начале XVII веке в Западной и Центральной Европе началась Реформация, в Испании закончилась Реконкиста и началось преследование мавров и морисков. В Нидерландах прошла первая буржуазная революция, в Германии – крестьянская война Томаса Мюнцера, а в Англии утвердилась англиканская церковь, независимая от папы. И как раз именно в это время и началось массовое уничтожение ведьм. Кстати, на убыль оно пошло сразу же после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира в 1648 году, поскольку теперь религиозный фактор столь существенную роль в европейской политике, как раньше, играть перестал.Но целых двести лет, то есть на протяжении шести, а то и десяти поколений людей (продолжительность жизни была короче теперешней!), люди жили с верой в ведьм и необходимость их преследовать. Поэтому и судьи нисколько не сомневались в том, что попавшая к ним в руки женщина ведьма, ведь об этом они слышали с самого раннего детства. К тому же и сама церковь изначально видела в ней «сосуд диавольский», так что чего удивляться, что за уничтожение женщин принялись и католики – религия которых в это время подвергалась серьёзному испытанию. И протестанты, религия которых рождалась в муках, и ей тоже требовался консолидирующий общественные и духовные силы враг. Отсюда и массовое применение к ведьмам ужасающих воображение пыток, и массовое их сожжение.
Причём число расправ с ведьмами увеличивалось словно снежный ком за счёт оговоров несчастных, которые называли всё новых и новых сообщниц под пытками, да и доносы тоже сыпались один за другим. И получалась странная картина, на которую уже тогда стали обращать внимание: из пепла одной сожжённой колдуньи, словно из семян, тут же вырастали десятки новых ведьм. Так, только в небольшом немецком городке Оснабрюке за три месяца 1585 года сожгли 121 ведьму, а в 20 деревнях в окрестностях города Трира 306 человек были сожжены с 1587 по 1593 год.Затем ведовская истерия распространилась и на Новый Свет, где, например, в маленьком городке Сейлем с января по октябрь 1692 г. шёл процесс над так называемыми «сейлемскими ведьмами». За 10 месяцев за ведовство там повесили 14 женщин и 5 мужчин, а ещё 4 женщины в тюрьме умерли и ещё одна сошла с ума. Наконец-то до людей дошло, что причиной всего этого стала подростковая истерия двух девочек, но к этому времени в тюрьме города находилось уже 150 «ведьм», а ещё 200 там просто не поместились и ждали своей очереди… у себя дома!
Отметим, что не только власти «сверху», так сказать, инспирировали охоту на ведьм. Бывало, что суды устраивались «по многочисленным просьбам трудящихся». Хотя известны и примеры обратного, когда, во-первых, довольно известные люди того времени, врачи, и даже богословы, выступали против преследования ведьм и даже ставили под сомнение их существование. Так, некто Лефран Мартен в 1440 году заявлял, что колдовство не может происходить благодаря суверенитету Бога, и что даже те женщины, что сознаются в том, что они ведьмы, введены в заблуждение с помощью козней дьявола. То есть они жертвы, а не объекты преследования. Лефран обвинял духовенство, что оно творит всё это ради своей выгоды. Архиепископ Флоренции Антонино (1384–1459) настаивал, что убеждения людей в том, что ведьмы существуют, это сущие глупости, и те, кто придерживается таких убеждений, должны в них покаяться, поскольку они греховны. Бывало, что скептицизм местных жителей по отношению к «искателям ведьм» оказывался сильнее, чем их вера в ведьм. Так, в 1460 году некий «мастер Жеан» напал с копьём на француза Асселина, который разозлил Жеана «ловца ведьм» тем, опроверг его утверждение о том, что две родственницы Асселина ведьмы. Затем Асселин в свою очередь ударил Жеана алебардой и убил его. И вот местные жители, весьма скептически относившиеся к «деятельности» Жеана, стали ходатайствовать перед королём о помиловании Асселина, утверждая, что Жеан был мошенником. И в итоге король его помиловал!Самое скверное, что борьба с ведьмами была ещё и очень выгодным делом с точки зрения материальной. Ведь часть их конфискованного имущества полагалась доносчику, и, безусловно, очень хорошие деньги за свои труды получали и судьи, и палачи. Впрочем, лучше будет прочитать обо всём этом у Шарля де Костера в его бессмертном романе «Легенда об Уленшпигеле».
Нам же важно следующее: в течение двух веков в сознание верующих двух разных религиозных конфессий была искусственно внедрена идея борьбы с ведовством. Причём вопреки более высокому развитию производства, нежели в Раннее Средневековье, идеология общества была переведена на более низший духовный уровень. Да, позднее с преследованием ведовства было очень быстро покончено. Но неисчислимы были его человеческие жертвы и потери в области морали и нравственности. Зато теперь нам совершенно точно известно, что так сделать можно…
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас