Итак в предыдущем материале мы познакомились, во-первых, с очередными попытками обойти патенты ряда крупных фирм, а во-вторых, с разработками конструкторов-оружейников по обеспечению скоростной перезарядки своих револьверов. «Кто стреляет вторым, первым бывает убит». Это они помнили, а раз так, то было очень важно сделать так, чтобы стрелок мог бы пополнить боезапас своего оружия и не остаться безоружным перед новым противником. И самым простым способом решить эту проблему была быстрая смена барабана, впервые осуществлённая на револьверах «Ремингтон». Но не отставали и оружейники в Европе.Причем иногда они создавали очень интересные конструкции. Так, известный создатель новых револьверов Роберт Адамс расстался с фирмой «Дина» в 1856 году и поручил Фредерику Бомонту разработать новую модель, которая была бы как одинарного, так и двойного действия. Но там оставался конструктором Уильям Хардинг, который вместе с владельцами фирмы запатентовал конструкцию ударного револьвера, который мог работать как в режиме одинарного, так и двойного действия.
Но потом появились патронные револьверы, и Дин и Хардинг запатентовали редкую переходную модель револьвера калибра .44, который поставлялся на рынок сразу с двумя барабанами: одним капсюльным и другим для патронов. Курок сконструирован таким образом, что он может стрелять патронами или кольцевого воспламенения, или капсюлями, при этом под стволом сохранялся рычаг заряжания, типичный для револьверов с капсюльным воспламенением.Более поздние револьверы Дина Хардинга уже получили выталкивающие гильзы стержни с приводом от рычага, типичные для того времени.
Ось барабана в его револьвере была подпружинена, а под стволом находилась деревянная «шляпка». За неё можно было потянуть, вывести из ее гнезда, и таким образом откинуть барабан в сторону для перезаряжания. Но в металле этот револьвер так и не появился.И вот, наконец-то, француз Лево в 1873 году получил патент на револьвер с выкидным барабаном, практически не отличающимся от современных образцов.
В револьвере Лево барабан откидывался вправо. Почему? А все дело в том, что в то время револьвер был оружием конницы, и держали его в левой руке, а в правой была сабля! Поэтому и откидывался барабан вправо, чтобы его было удобнее перезаряжать.Естественно, что сразу же появились и подражания, и попытки обойти патент. В частности, в США – небольшой американский карманный револьвер на 5 патронов 32 калибра с кольцевым воспламенением. Это был один из первых револьверов с «выкидным барабаном», произведенный в Америке. Запатентованный 4 ноября 1879 года, он производился в небольших количествах компанией CS «Шаттук» из Хатфилда, штат Массачусетс.
Ось барабана была закреплена под стволом винтом. С помощью кулачка с правой стороны освобождалась задняя часть барабана, который после этого мог поворачиваться наружу для заряжания.На пластинах рукоятки справа находится рельефный портрет Авраама Линкольна, а слева – Джеймса А. Гарфилда, двух президентов, которые оставили заметный след в истории Соединенных Штатов, но в итоге были убиты.
Система, конечно, получилась забавная. Цилиндр «откидывается» на 90 градусов в сторону, а гильзы извлекаются одним движением. Изготовлен в 1880 году. Тираж несколько тысяч. Известны револьверы под патроны калибра .22, .32, .38 и .41. Производство «шаттунгов» продолжалось и в ХХ веке. Так, в период с 1907 по 1915 год таких револьверов произведено несколько тысяч. Существуют револьверы калибров .22 и .32 под патроны с кольцевым воспламенением. Некоторые калибры .25 и .30 существуют, но встречаются довольно редко. Никелевое покрытие было стандартным для большинства моделей, а вот вороненые экземпляры встречаются очень редко. Интересно, что на стволах некоторых из «шаттунгов» была надпись: «Невидимый защитник».Фирма «Варнан» предложила свой вариант откидного магазина с одновременной экстракцией.
Рычаг, за который откидывался барабан, причем, опять же, вправо, находился под стволом. И когда барабан на рамке откидывался, на этот рычаг можно было нажать и таким образом выдвинуть из барабана стержень экстрактора, который одновременно был и осью вращения барабана. Система была достаточно простой, удобной и надежной.Во Франции был создан револьвер «Сент-Этьен» 1892 года, в котором барабан тоже откидывался вправо. Экстрактор барабана был ручной на оси барабана. Револьвер использовался с 1893 по 1965 год и, несмотря на то, что как недостаток отмечался его малый калибр и слабое действие пули, показал себя очень даже неплохим оружием.
А вот уже созданный в Бельгии в это же время револьвер Франкотта получил систему перезарядки с барабаном, который откидывался влево. Ствол круглый с плоской верхней полосой. Курок массивный с бойком. С левой стороны корпуса размещен предохранитель типа «Маузер». Рукоятка состоит из двух пластин из древесины ореха и заканчивается кольцом.Естественно, что фирма «Смит и Вессон», сделавшая себе состояние на производстве переломных револьверов для Российской императорской армии, не осталась в стороне от инноваций с откидывающимся барабаном.
Новый «смитвессон», созданный в 1899 году, очень понравился американским морякам и… полисменам. Последние в то время вооружались кольтами «Нью Полис» обр. 1896 года калибра .32 (7,65-мм). И хотя револьвер был легким и удобным, останавливающее действие его пуль было сравнительно невелико. Конечно, был и армейский .45 калибр, но такие револьверы были полицейским (и морякам, они же не часто стреляют!) тяжелы. Поэтому полиция начала их заказывать вместе с флотом. Новые заказы – новые деньги. Неудивительно, что к 1905 году револьвер улучшали семь раз, в частности, в 1902 году его приспособили под более сильные патроны .38 Special.
Поэтому в 1905 году его стали именовать «военно-полицейским» (Military & Police), без какого-либо упоминания его «флотского» происхождения. В 1957 году все «смитвессоны» получили порядковые номера, и этот револьвер получил номер 10. Так вот, «десятка» выпускается… до сих пор! Совершенство, по-видимому, достигнуто!Кстати, мода на откидывающиеся барабаны коснулась и знаменитого «нагана». В 1910 году появился «наган» с барабаном, откидывающимся вправо. Очень простой, традиционно надежный, сохранивший все свои предыдущие достоинства, но лишившийся «мешкотного заряжания». Но, увы, на вооружение российской армии его даже не попытались принять. Да и зачем вроде бы, когда наступила уже эра самозарядных пистолетов. В итоге она не получила перед войной ни автоматического пистолета, ни нового более современного револьвера, который наша промышленность могла бы очень быстро освоить.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю