Оригинал взят у
andrej_kraft в Первая с 1980-х годов торпедная стрельба ВМС Финляндии
Согласно опубликованному 19 августа пресс-релизу, модернизированный ракетный катер (РКА) Tornio типа Hamina ВМС Финляндии финский произвел в Архипелаговом море первую стрельбу 400-мм торпедой Tp 45, арендованной у закупочного агентства МО Швеции FMV (Försvarets Materialverk). Испытания обеспечивали агентство транспорта и коммуникаций Traficom, а также пограничная охрана Финляндии, которые приостановили движение судов и обеспечили закрытие района учений на время стрельбы, целью которой было выяснение возможностей торпедной системы Tp 45 и РКА Tornio после модернизации.
© Suomen merivoimat
© Suomen merivoimat
https://youtu.be/YaxbI97iE9k
До модернизации в качестве основного противолодочного вооружения РКА типа Hamina несли только обычные глубинные бомбы.
Решение о закупке противолодочных торпед и вооружении ими финских кораблей было принято в ходе подготовки к реализации программы Laivue 2020 (см. ниже). В январе 2018 года командование материально-технического обеспечения ВС Финляндии заключило два соглашения с агентством FMA МО Швеции на общую сумму 223 млн. евро.
Первое из них предусматривает совместную разработку и приобретение обеими странами перспективных 400-мм противолодочных торпед типа Tp47 (Torpedsystem 47), разрабатываемых компанией Saab Dynamics. Они должны поступить на вооружение ВМС Швеции в 2022 году, а ВМС Финляндии в 2023-2025 годах. В соответствии со вторым соглашением, начиная с 2019 года и до начала поставок торпед Тp47, финская сторона временно получает в аренду 400-мм торпеды типа Тp45, передаваемые из наличия запасов ВМС Швеции.
Проектное изображение перспективной шведской 400-мм противолодочной торпеды Torpedsystem 47 (Saab Dynamics NLT) © FMV
Коллеги bmpd рассказывали о планах закупок торпед Финляндией в 2017-м https://bmpd.livejournal.com/2379424.html и 2018 годах https://bmpd.livejournal.com/3041542.html . Они отмечали, что финский флот лишился торпедного оружия по условиям военных ограничений подписанного Финляндией Парижского мирного договора от 10 февраля 1947 года.
В принципе, статья 17 Договора не запрещала Финляндии полностью иметь торпедное оружие, но была сформулирована достаточно витиевато:
"Финляндия не должна иметь, производить или экспериментировать: любые виды атомного вооружения; какие-либо самодвижущиеся или управляемые снаряды или аппараты, связанные с их выбрасыванием (за исключением торпед и торпедных аппаратов, составляющих нормальное вооружение военно-морских кораблей, разрешенных настоящим Договором); морские мины или торпеды неконтактного типа, действующие от чувствительных механизмов; торпеды, которые могут быть укомплектованы людьми; подводные лодки или другие подводные суда, торпедные катеры и специализированные типы штурмовых судов".
Поскольку в ВМС Финляндии на тот момент торпедное оружие имелось на вооружении подводных лодок и торпедных катеров, то после списания по условиям Договора всех пяти подводных лодок и переоборудования всех торпедных катеров в сторожевые, финский флот с 1948 года более не имел носителей торпед и официально не эксплуатировал торпеды до 1964 года, когда Советский Союз продал Финляндии два сторожевых корабля проекта 50, оснащенных трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами с торпедным боезапасом. Торпеды использовались на этих кораблях финского флота до 1979 года. После снятия торпедного оружия с этих кораблей финский флот тайно проводил испытания по возможности применения этих советских 533-мм торпед с катеров, однако к 1987 году все торпеды советского производства были списаны.
По финским источникам, финский флот также длительное время после войны в условиях секретности хранил несколько десятков 533-мм торпед германского (G7e) и британского (Mk 8) производства, в том числе для вооружения двух быстроходных сторожевых катеров британской постройки 1950-х годов типа Nuoli, однако в итоге эти старые торпеды были списаны к началу 1980-х годов.
Фактически военные ограничения Парижского договора 1947 года постепенно деградировали как "явочным" порядкам, так и в результате советско-финских договоренностей (согласно которым СССР с середины 1960-х годов поставлял Финляндии различные системы управляемого ракетного оружия; морские мины с неконтактными взрывателями Финляндия также имела на вооружении с 1960-х годов).
После заключения договора об окончательном урегулировании в отношении Германии Финляндия 21 сентября 1990 года в одностороннем порядке заявила, что военные ограничения Парижского договора (кроме ядерного оружия) более не являются актуальными и потеряли силу.
В соответствии с программой Laivue 2020 (Флотилия 2020) Финляндия реализует планы обширной модернизации корабельного состава ВМС страны, планируя затратить на эти цели 1,2 млрд. евро. В частности, в октябре 2017 года принято решение о проведении среднего ремонта и модернизации четырех РКА типа Hamina постройки 1998-2006 годов. Целью проекта является продление срока службы кораблей до 2035 года. Они должны составлять основу сил флота страны после вывода из эксплуатации РКА типа Rauma в 2022-2025 годах.
В качестве генерального подрядчика МО выбрало национальную компанию Patria, заключив с ней в январе 2018 года контракт на 170 млн. евро. Основные работы проводятся на верфи Oy Western Shipyard в г. Сало. Ремонт и модернизация первого РКА Tornio началась весной 2018 года, планировалось вернуть его в боевой состав флота осенью 2019 года. Однако фактически передача катера ВМС страны состоялась только 15 января 2020 года. Тем не менее, полностью завершить передачу ВМС всех кораблей руководство Patria обязуется к 2021 году, как и было предусмотрено первоначальным графиком.
Модернизированный ракетный катер Tornio после передачи ВМС Финляндии у причала в ВМБ Упинниеми
В рамках проекта производится значительный объем корпусных работ, включая увеличение объема топливных цистерн для повышения дальности плавания катеров, обновление радиоэлектронного, гидроакустического, артиллерийского, ракетного вооружением и оснащение торпедным.
Кроме основного договора с генеральным подрядчиком, заключен ряд дополнительных контрактов по линии министерства обороны страны.
Так, компания Patria в январе 2018 года заключила со шведским концерном Saab субподрядный контракт стоимостью 117,7 млн. долларов на поставку, установку, наладку и техническое сопровождение эксплуатации на РКА типа Hamina боевых информационно-управляющих систем 9LV, а также систем управления огнем 9LV с РЛС Ceros 200 и модулями вооружения Trackfire.
В июне 2018-го заключен контракт с норвежской компанией Kongsberg Maritime на поставку гидроакустического комплекса ST2400 VDS с буксируемой антенной.
Комплекс предназначен для высокоточного обнаружения подводных лодок, мин и беспилотных подводных аппаратов в прибрежных водах. Он имеет компактную конструкцию, весит менее 3 тонн и может использоваться при маневрировании на высоких скоростях.
В ходе модернизации произведена замена 57-мм универсальной артиллерийской установки Bofors Mk.3 на 40-мм Bofors-40 Mk.4 производства компании BAE Systems.
Спланирована замена противокорабельных ракет (ПКР) шведского производства RBS-15 Mk2 SSM на ПКР Gabriel V, которая может использоваться как против надводных, так и против наземных целей, фактически являясь крылатой ракетой малой дальности класса «поверхность-поверхность».
Контракт на поставку Gabriel V с израильской корпорацией IAI (Israel Aerospace Industries) стоимостью около 162 млн. евро заключен 5 июня 2018 года. Завершение поставок ракет по основному контракту намечено в 2025 году, но договором предусмотрен опцион на сумму 193 млн. евро. При этом поставки новых ракет могли начаться только в первом квартале 2020 года, поэтому на РКА Tornio они еще не установлены.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно