В конце XX века китайская армия по уровню оснащённости современной техникой и вооружением существенно отставала от развитых государств. Сухопутные, воздушные и морские силы НОАК по большей части были оснащены образцами, созданными на базе советских разработок 1950–1960-х годов. Активное военно-техническое сотрудничество с США и их союзниками, имевшее место в 1980-е годы, обеспечило КНР доступ к ряду передовых иностранных оборонных технологий и даже к отдельным современным на тот момент вооружениям, но кардинально ситуацию это не меняло.В 1990-е годы, когда против Китая после подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь были введены западные санкции, основным поставщиком современного оружия для НОАК стала Россия. В то же время, опираясь на растущую экономическую мощь и беззастенчиво копируя инженерные решения и технологии, руководство КНР сделало ставку на развитие собственного военно-промышленного комплекса. На первом этапе сложные изделия оборонного назначения заказывались за рубежом, на втором этапе на основе полученной техдокументации налаживалось производство внутри страны, а затем на основе обретенных технологий и накопленного опыта осуществлялись разработки техники и вооружения, которые объявлялись «исконно китайскими». Справедливости ради надо сказать, что этап, когда китайский ВПК опирался на реверс-инжиниринг по большей части уже пройден, и военная промышленность КНР вполне в состоянии создавать большую часть современных изделий военного назначения самостоятельно.
Создание самолёта ДРЛО KJ-2000
В начале 1990-х Китай заключил с Россией ряд крупных оборонных контрактов. В частности, между Москвой и Пекином были совершены многомиллиардные сделки на поставки зенитных ракетных систем С-300П и тяжелых истребителей Су-27СК. Для управления действиями собственных истребителей-перехватчиков и выдачи целеуказания дальнобойным зенитным системам ВВС НОАК требовались современные самолёты дальнего радиолокационного дозора и управления, и наша страна предложила Китаю экспортный самолёт ДРЛО А-50Э с упрощенным радиотехническим комплексом и без аппаратуры закрытой связи. После изучения характеристик радиотехнического комплекса А-50Э, который был построен на не самой новой элементной базе, китайские специалисты этот вариант отвергли. В итоге стороны решили создать на базе самолёта Ил-76 «летающий радиолокационный пикет», оснащённый современным западным радиотехническим и связным оборудованием. В 1997 году был создан китайско-российко-израильский консорциум, целью которого стало строительство четырёх самолётов авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления для ВВС НОАК. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50 из наличия МО РФ, а израильтяне должны были установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. В российских источниках А-50 с израильской аппаратурой именуется как А-50И. В отличие от РТК советского самолёта А-50, израильская импульсно-доплеровская РЛС EL/M-205 Phalcoon, разработанная для китайского А-50И, имела не вращающуюся грибовидную антенну с тремя АФАР, образующими треугольник. Одна АФАР состоит из примерно 800 активных приёмо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120° каждая обеспечивают круговой обзор, без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес.Согласно рекламным материалам, представленным фирмой Elta, относительно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2–1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов, обеспечивали возможность обнаружения «трудных» маловысотных воздушных целей, таких как крылатые ракеты и самолеты, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности. Кроме того, китайский самолёт ДРЛО должен был нести современную аппаратуру радиотехнической разведки, что позволяло прослушивать радиопереговоры противника и вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами в районе боевых действий. Стоимость одного самолёта с израильским РТК составляла 250 млн долларов.Практическая реализация проекта А-50И началась в 1999 году, когда А-50 с бортовым номером 44, взятый из состава ВВС России, после демонтажа штатного РТК вылетел в Израиль для установки РЛС, радиотехнической и связной аппаратуры. Передача готового самолёта заказчику планировалась во второй половине 2000 года. Но летом 2000 года, уже при высокой технической готовности комплекса, израильская сторона объявила о выходе из программы. Это произошло из-за сильнейшего давления со стороны США. Решение о разрыве контракта не только обернулось финансовыми убытками, но негативно сказалось на репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений. В то же время американцам удалось лишь несколько замедлить реализацию программы китайского самолёта ДРЛО, но не сорвать её полностью. Стоит сказать, что фирма Elta использовала наработки, полученные в рамках китайского контракта, заключив в 2004 году соглашение с Индией на поставку трёх самолётов А-50ЭИ. Общая сумма сделки составила 1,1 млрд долларов, при этом примерно 2/3 стоимости – это израильская аппаратура.
Подготовленный для установки израильского оборудования самолёт был возвращён в КНР, после чего китайское руководство приняло решение оснащать закупленные в России транспортные Ил-76ТД радиотехническим комплексом национальной разработки. Существует неофициальное мнение, что тайная сделка между Израилем и Китаем всё же состоялась, и китайские специалисты получили документацию на РЛС EL/M-205 Phalcoon. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что аппаратура самолёта ДРЛО, получившего обозначение KJ-2000 («Кун Цзин» – «Небесное око»), во многом повторяла израильский комплекс. Как и планировалось с самого начала, на самолёт установили РЛС с АФАР в неподвижном дискообразном обтекателе.
При работе три неподвижных антенных модуля, установленных внутри обтекателя и обеспечивающих круговой обзор воздушного пространства, охлаждались забортным воздухом, поступающим через специальные отверстия. Частотный диапазон радиолокатора Type 1475 разбит на 22 рабочие частоты. В верхней части обтекателя РЛС нарисован треугольник, соответствующий расположению плоских панелей АФАР.Радиолокатор, созданный в Нанкинском НИИ № 14, способен обнаруживать высотные цели на дальности более 400 км и одновременно сопровождать до 100 воздушных и надводных объектов. Сообщается, что в ходе испытаний удалось обнаружить и сопровождать бомбардировщик Н-6 (китайская копия Ту-16), летящий параллельным курсом на дистанции 470 км. Также операторы РТК смогли увидеть стартующую баллистическую ракету на дальности 1 200 км. В верхней передней части фюзеляжа самолёта ДРЛО KJ-2000 имеется антенна спутниковой связи, что позволяет передавать информацию в режиме реального времени. В отличие от советского самолёта ДРЛО А-50, на KJ-2000 нет боковых плоских антенн станции радиотехнической разведки и штанги системы дозаправки в воздухе. Ничего не известно о характеристиках аппаратуры, транслирующей информацию на наземные командные пункты, но в китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолётов. Это стало возможным благодаря использованию нового вычислительного комплекса, созданного на базе китайского процессора Spirit Chip. Судя по всему, для своего времени KJ-2000 имел достаточно совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы.
Численность экипажа может составлять 12–15 человек, из них лётный состав – 5 человек. Самолет осуществляет патрулирования на высоте 5 000–10 000 м. Максимальная скорость – 840 км/ч. Крейсерская – 780 км/ч. Дальность полета – 5 000 км. Продолжительность полета – 7 часов 40 минут. Для эксплуатации требуется ВПП длиной не менее 2 200 м. На расстоянии 2 000 км от своего аэродрома самолет может оставаться на патрулировании в течение 1 часа 25 минут. Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Служба самолётов ДРЛО KJ-2000
Монтаж китайского РТК на приобретенные в России Ил-76ТД начался в 2002 году. Головным подрядчиком, отвечающим за создание самолёта ДРЛО KJ-2000, была назначена авиастроительная компания Xi'an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань. Первый полет самолет KJ-2000 совершил в ноябре 2003 года.Войсковые испытания радиолокационного комплекса начались в 2004 году на юго-западе страны. Передача последнего четвертого самолёта KJ-2000 заказчику произошла в 2008 году.После успешного завершения испытаний в ноябре 2006 года самолёт дальнего радиолокационного дозора и управления KJ-2000 поступил на вооружение ВВС НОАК. Согласно американским данным, все самолёты были сведены в специально сформированный 76-й полк ДРЛО, организационно входящий в состав 26-й дивизии специального назначения ВВС НОАК.
Местом постоянной дислокации всех самолётов ДРЛО KJ-2000 стал аэродром Уси в провинции Цзянсу к западу от Шанхая. В северной части этого аэродрома двойного назначения расположены терминалы международного аэропорта. В южной части аэродрома Уси, которая находится в ведении военных, возведены четыре крупногабаритных ангара, способных вместить такой крупный самолёт как Ил-76. Впрочем, самолёты KJ-2000 не простаивали на аэродроме приписки, а активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых видов ракет и боевых самолётов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. Для этого лётный и технический состав 76-го полка ДРЛО вместе с аэродромной инфраструктурой перебрасывался на другие аэродромы, на которых вместе с транспортными самолётами поддержки могли развёртываться все четыре KJ-2000, так и отдельные машины 76-го авиационного полка.
На основании находящихся в свободном доступе спутниковых снимков Google Earth можно судить о географии развёртывания самолётов KJ-2000. Так, на снимке авиабазы Наньюань, расположенной в пригороде китайской столицы, во всей красе видны самолёты ДРЛО KJ-2000, KJ-200 и Tu-154MD, которые в августе 2009 года участвовали в крупных учениях ВВС и ВМС НОАК, проводимых в Бохайском заливе и Желтом море. Не редкими гостями самолёты KJ-2000 были на авиабазе Дингсин на северо-западе Китая в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия, где находится центр боевого применения ВВС НОАК и крупнейший в Китае авиационный и ракетный полигон. В марте 2006 года для высшего военно-политического руководства КНР на авиабазе Дингсин был организован масштабный показ современной на тот момент авиатехники и средств ПВО. Среди других образцов почётное место в экспозиции занимал самолёт ДРЛО KJ-2000.
Большим достоинством полигона Дингсин является возможность осуществлять пуски по воздушным мишеням зенитными и авиационными ракетами большой дальности, поскольку этот район практически не заселён, а в восточном направлении до ближайшего населённого пункта Баян-Нур около 600 км. Это позволяет проводить секретные испытания вдали от посторонних глаз и обеспечить необходимую безопасность полётов и применения авиационного вооружения.На авиационном полигоне регулярно проходят масштабные учения ВВС НОАК «Красный меч», а также заключительный этап конкурса лётчиков-истребителей «Золотой шлем». На завершающем этапе соревнований в ближнем воздушном бою сходятся истребители J-10, J-11, Су-30МКК и Су-35СК.
Для слежения за ходом воздушных схваток и организации радиолокационной поддержки в прошлом регулярно использовались первые китайские самолеты ДРЛО KJ-2000. В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолёты KJ-2000 проходили техническое обслуживание и ремонт на заводском аэродроме Сиань авиастроительной компании ХАС.
Вскоре после ввода в строй всех четырёх KJ-2000 командование НОАК высказало заинтересованность приобретении дополнительной партии таких самолётов, оснащённых усовершенствованным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако всё упёрлось в отсутствие новых базовых самолётов Ил-76, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ. В 1995 году была предпринята попытка продолжить строительство модернизированных Ил-76МФ на Ташкентском авиазаводе, но она провалилась. В июле 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП». Но выпуск самолётов Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 затянулся, и китайская сторона потеряла интерес к этому проекту. Вывод головного самолета KJ-2000 из эксплуатации произошел в 2009 году, и сейчас он установлен в качестве памятника в музейно-мемориальном комплексе на заводском аэродроме Сиань. В 2018 году все KJ-2000 вывели из боевого состава ВВС НОАК.
С трёх оставшихся KJ-2000 демонтировали антенну радиолокатора и радиотехнический комплекс, после чего «разоруженные» Ил-76ТД несколько лет использовались в качестве летающих лабораторий. Ил-76ТД, служившие базой для самолётов ДРЛО, легко опознать по антенне спутниковой связи, расположенной в верхней передней части фюзеляжа, и не демонтированному основанию для пилона антенны радиолокатора. Судя по всему, в данный момент все эти машины уже списаны.Хотя самолёты ДРЛО при должном обслуживании и ремонте могли служить ещё как минимум 10 лет, командование ВВС НОАК решило от них отказаться. Скорее всего, это объясняется не низкой топливной эффективностью авиационных двигателей Д-30КП-2, как это пишут на китайских форумах, а другими причинами. С 2009 по 2020 год Китай приобрёл 463 двигателя Д-30КП-2 для самолётов Ил-76МД/ТД, Ил-78, KJ-2000, H-6K и первых прототипов Y-20. По всей видимости, отказ от KJ-2000 объясняется необходимостью дорогостоящего восстановительного ремонта сильно изношенных в результате интенсивной эксплуатации самолётов и радиолокационного комплекса Type 1475. С самого начала службы крупным недостатком KJ-2000 считалось отсутствие на этом самолёте системы дозаправки в воздухе, что ограничивало время дежурства в воздухе запасом топлива на борту. Основным же фактором, повлиявшим на преждевременное списание KJ-2000, является массовое производство китайских самолётов ДРЛО на базе Y-8 и Y-9 (китайские варианты Ан-12), которые, будучи оснащёнными более экономичными турбовинтовыми двигателями, оказались гораздо менее затратными в производстве и эксплуатации, и требовали менее протяженных взлётно-посадочных полос.
Перспективы создания в КНР нового тяжелого самолёта ДРЛО KJ-3000
Самолёты KJ-200, KJ-500, ZDK-03 и Y-8G будут рассмотрены в следующей части обзора, посвящённой китайской авиации дальнего радиолокационного обнаружения. Но в завершении данной публикации проанализируем перспективный тяжелый самолёт ДРЛО, который может прийти на смену KJ-2000.После передачи в 2016 году ВВС НОАК первой партии тяжелых военно-транспортных самолётов Y-20, в профильных авиационных изданиях стали выходить публикации, в которых говорилось о возможности скорого создания на новой базе самолётов-заправщиков и ДРЛО.
Военно-транспортный самолёт Y-20 имеет максимальную взлётную массу 220 000 кг и может перевозить 66 000 кг. Дальность полёта с грузом массой 64 000 кг – 4400 км. Максимальная скорость полёта – 880 км/ч, крейсерская – 780 км. Первые прототипы оснащались четырьмя российскими двигателями Д-30КП-2. Серийные машины получили ТРДД китайского производства WS-18 с максимальной тягой каждого 122 кН. С 2021 года планировалось устанавливать более мощные и экономичные двигатели WS-20, но неизвестно, удалось ли это реализовать. В 2020 году было подтверждено создание самолёта заправщика Y-20U, который должен поддерживать действия новых тяжелых самолётов ДРЛО KJ-3000 и стелс-бомбардировщиков Н-20.
Первоначально китайские и западные издания писали, что новый самолёт ДРЛО KJ-3000 будет иметь такую же компоновочную схему, как KJ-2000 – с не вращающейся тарелкой антенны с АФАР, закреплённой на пилоне в средней верхней части фюзеляжа. Однако в прошлом году якобы на основании утечек, допущенных компанией ХАС, занимающейся созданием этого самолёта, в сети появились рисунки с предполагаемым внешним видом KJ-3000. Новый вариант имеет четыре разнесённых антенны радиолокаторов: по одной в хвостовой и носовой части и две по бортам фюзеляжа. Схема с разнесёнными антеннами сложней в реализации, но она предпочтительней в части снижения аэродинамического сопротивления летательного аппарата, что, безусловно, положительно скажется на увеличении времени патрулирования.