12 января с аэродрома Казанского авиационного завода впервые поднялся в воздух стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М полностью новой постройки. Это событие имеет большое значение для развития отечественной боевой авиации. Оно показывает, что производство сложнейшего авиационного комплекса полностью восстановлено и готово к выполнению заказов министерства обороны.
Путь к испытаниям
Работы по восстановлению серийного производства самолетов Ту-160 велись с середины десятых годов. Предварительные мероприятия заняли несколько лет, и в конце 2018 г. министерство обороны рассказало о старте строительства двух новых бомбардировщиков на Казанском авиационном заводе. В отличие от уже строящихся машин, их планировалось изготовить практически с нуля – с применением вновь изготавливаемых конструкций и агрегатов.Строительство первого из новых Ту-160М было завершено в прошлом году. В ноябре и декабре в прессе появились сведения о скором начале наземных и летных испытаний. Сообщалось, что КАЗ работает в три смены и готовит самолет к запланированным мероприятиям. Также приводились возможные даты первого полета – он мог состояться в конце 2021 г. или в начале 2022-го.Новый Ту-160М в последние недели прошел все необходимые наземные проверки и 12 января совершил первый полет. Бомбардировщик находился в воздухе около получаса; полет производился на высоте 600 м. Экипаж летчиков-испытателей фирмы «Туполев» провел полет по несложной программе и определил устойчивость и управляемость машины.
Теперь участникам проекта предстоит провести весь комплекс летных испытаний. В ходе этих мероприятий планируется подтвердить расчетные характеристики, а также определить соответствие новых решений и технологий требованиям к модернизированному проекту. Кроме того, в рамках испытаний могут быть выявлены и исправлены те или иные недочеты.Как долго продлятся испытания первого Ту-160М новой постройки, неизвестно. Высокая степень новизны и соответствующая ответственность требуют особо тщательного подхода. Впрочем, можно не сомневаться, что в течение нескольких следующих лет новый бомбардировщик будет передан заказчику и поступит в эксплуатацию, дополнив самолеты предыдущих серий.
Решенные задачи
Новый Ту-160М был построен с нуля и без использования имевшегося задела или узлов старого производства. Кроме того, самолет выполнен по модернизированному проекту и существенно отличается от техники старого выпуска. Все это стало возможным благодаря успешному выполнению сложной многокомпонентной программы возобновления производства и восстановления компетенций.Эта программа предусматривала широкий спектр мер разного рода, фактически затронувших все стадии проекта. Так, была создана принципиально новая цифровая среда для работы над проектом. В нее включили целый ряд проектных организаций, задействованных в программе на разных ролях, и вся документация создавалась в цифровом виде.
С использованием такого подхода был разработан новый вариант проекта Ту-160. Он отличается использованием большого количества современных систем и компонентов, обеспечивающих рост различных характеристик и параметров. Гендиректор «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь отметил, что в последней версии Ту-160М системы и оборудование были обновлены на 80%. По сути, сохранился только внешний облик бомбардировщика, тогда как внутри он обновляется практически полностью.С целью подготовки к будущему производству агрегатов и сборке самолетов была выполнена модернизация нескольких предприятий, задействованных в проекте. В частности, Казанский авиазавод, играющий в проекте ведущую роль, обновил ок. 40% оборудования цехов. Восстановлена и запущена в работу уникальная установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана, используемая для изготовления ключевых агрегатов планера. Часть сотрудников завода, задействованных в строительстве Ту-160М, прошла переподготовку с повышением квалификации. Обновлена летно-испытательная база, на которой будут проводиться проверки всех новых самолетов, причем не только Ту-160М.Ключевой задачей программы стало восстановление производства турбореактивных двигателей НК-32. «Объединенная двигателестроительная корпорация» и компания «ОДК-Кузнецов» успешно справились с этим и наладили серийное производство модернизированных изделий НК-32-02. Они уже используются при строительстве и модернизации Ту-160.Силами других участников проекта разработана и модернизирована масса радиоэлектронных систем и приборов, предназначенных для использования на Ту-160М. С их помощью обеспечивается соответствие современным требованиям, а также повышается ряд эксплуатационных и боевых характеристик.
Учитывая общий масштаб программы, исходные условия, объем проведенных работ и внесенные в проект изменения, можно говорить не просто о восстановлении имевшегося производства. Фактически оно было построено и запущено заново – и теперь дает желаемые результаты. Пока речь идет только об одном самолете новой постройки, но в ближайшем будущем ожидаются следующие.Строительство новых самолетов Ту-160М осуществляется в соответствии с заказом министерства обороны, выданном в январе 2018 г. Этот документ предусматривает строительство 10 бомбардировщиков-ракетоносцев новой серии в срок до 2027 г. Сообщалось, что первый полет головной машины состоится в 2021 г., а поставки техники в войска начнутся в 2023-м.Недавнее начало летных испытаний нового Ту-160М показывает, что работы в целом идут в соответствии с установленным графиком. Первый полет машины состоялся чуть позже ранее названного срока, но такое отставание нельзя назвать существенным или способным негативно повлиять на всю программу.Еще на стадии запуска программы восстановления производства утверждалось, что Минобороны в течение нескольких следующих десятилетий может заказать 50 новых самолетов. Кроме того, планировалось проводить капитальный ремонт и модернизацию наличных машин предыдущих серий. Обе задачи успешно решаются в настоящее время.
Планы по производству
В настоящее время в составе российских ВВС имеется менее 20 бомбардировщиков Ту-160 в нескольких основных модификациях. При этом продолжается модернизация техники, дающая известные положительные результаты. Появление десятка новых ракетоносцев к 2027 г. позволит значительно улучшить не только качественные, но и количественные показатели бомбардировочного флота.В дальнейшем, скорее всего, производство новых Ту-160М продолжится. Выполнение новых контрактов вновь нарастит численность бомбардировщиков. Кроме того, в отдаленном будущем техника будущих серий позволит вывести из эксплуатации старые самолеты, которые к тому времени выработают свой ресурс.В итоге можно ожидать, что и через несколько десятилетий – в середине века или позже – заметную долю нашей стратегической авиации по-прежнему будут составлять Ту-160М в актуальной на тот момент модификации и с достаточным остатком ресурса. Даже после появления перспективного ракетоносца ПАК ДА новые Ту-160М не потеряют своего значения.
Первый полет в будущее
Таким образом, российская авиационная промышленность и смежные отрасли успешно провели необходимые работы и восстановили весь цикл производства стратегических ракетоносцев Ту-160, причем сразу в модернизированной версии. Доказательством такого успеха теперь является головной самолет новой серии, на днях совершивший свой первый полет.Теперь «ОАК», «Туполев» и смежники должны будут провести испытания, выполнить необходимые доработки, передать самолет заказчику – и продолжать строительство серии. Программа возобновления производства прошла первую сложную стадию и начинает новый этап. Он тоже не будет отличаться простотой, однако теперь его результатами будут реальные самолеты, поступающие в ВВС.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!