В январе 2015 года возобновились боевые действия на Донбассе. Возобновлению предшествовало короткое перемирие, которое полноценным на самом деле не было. Одними из знаковых событий возобновления войны на юго-востоке Украины стали события, связанные с обстрелом рейсового автобуса Донецк-Волноваха, автостанции в Донецке, а также кварталов в восточной части Мариуполя. Тогда стороны конфликта обвиняли в случившемся друг друга. Пётр Порошенко разъезжал с фрагментами того самого автобуса, прошитого 13 января 2015 года осколками. Разъезжал с рассказами о том, что Украина «противостоит российской армии».
Обстрел микрорайона Восточный Мариуполя состоялся 24 января 2015 года. В результате обстрела тогда погиб 31 человек, 117 получили ранения различной степени тяжести. Совет нацбезопасности и обороны Украины сразу же обвинил силы ДНР в обстреле, а в Донецке назвали обстрел провокацией украинских силовиков, в задачу которых и входила попытка переложить вину за возобновление вооружённого конфликта на донецкое ополчение.
В январе 2015 расследовать обстрел восточных кварталов Мариуполя взялись несколько структур, включая HRW – Human Right Watch. Своё расследование решила провести и небезызвестная организация «Bellingcat», известная своими фейками по поводу так называемого «интернет-расследования» нанесения удара в июле 2014 года по малайзийскому «Боингу» над Донбассом.
В мае 2018 года Bellingcat опубликовала материал, в котором в утвердительном порядке было заявлено о якобы установленных виновниках обстрела востока Мариуполя. Вину тогда «Беллингкэт» возложила на бойцов народной милиции ДНР. Далее та же структура объявила, что «в сети опознала девять российских офицеров», которые занимались якобы переброской двух батарей РСЗО через границу.
В качестве «доказательств» «Беллингкэт» традиционно для себя представил несколько надёрганных из интернета изображений и спутниковых снимков. Примечательно, что спустя 3,5 года после событий в Мариуполе были представлены и некие телефонные переговоры, которые якобы были перехвачены украинской стороной.
Если имела место прослушка мобильных телефонов, то возникает вопрос, а от кого «независимые расследователи» из «Беллингкэт» получили такого рода информацию? Это во-первых. Во-вторых, какой провайдер сотовой связи может передавать данные о разговорах своих пользователей, если такая передача имела место? В-третьих, почему велась прослушка на конкретном участке и оказалась представлена лишь через 3,5 года? Ещё большая странность: если речь идёт о «российских офицерах», то почему они вдруг решили использовать для связи обычные «мобильники», и почему нарочито через такие каналы рассказывали о своих действиях.
Все эти вопросы поднимают тему спланированной провокации, в которой основным дезинформационным рупором в очередной раз и была выбрана такая структура как Bellingcat. Примечательно, что Bellingcat фактически вскрывает карты украинских спецслужб, публикуя информацию о якобы прослушке телефонных разговоров.
Мало того, в своём расследовании Bellingcat в 2018 году называет российские части, которых, как оказалось, попросту не существует в структурах Вооружённых сил России.
Есть в этом «расследовании» и самом обстреле и другие странности. Например, Bellingcat утверждает, что «изучение спутниковых снимков» воронок даёт основание говорить о том, что «стреляли с востока с расстояния примерно в 6-8 км». На самом деле, для войск ДНР не имело никакого смысла подводить РСЗО на столь близкое расстояние хотя бы по той простой причине, что установки сами становились бы целями для украинской артиллерии и были бы уничтожены до подведения на такое расстояние. А если бы и не были уничтожены, то украинская сторона сразу же бы доложила СММ ОБСЕ о переброске войсками ДНР тяжёлой техники к линии соприкосновения.
Да и анализ воронок, оставленных от разрывов боеприпасов РСЗО, позволяет понять, что удары осуществлялись не с востока и уж точно не с расстояния 6 км. Характер обстрела показывает, что наиболее вероятной точкой, где находились реактивные системы залпового огня, был Павлополь Волновахского района. Де-юре (по первым Минским соглашениям) Павлополь входил в нейтральную зону, однако фактически контролировался силовиками Украины. Их позиции располагались в непосредственной близости от указанного населённого пункта.
Стоит напомнить, как «Беллингкэт» описывал «возвращение батарей РСЗО в Россию». В материале было заявлено, что их «прятали в лесах». О каких вообще «лесах» под Мариуполем может идти речь, - отдельные вопрос. Самая густая, если слово «густая» здесь вообще уместно, растительность в этих местах – небольшие посадки из акаций. Пытаться спрятать в них две батареи тяжёлой техники вместе с контингентом – архисложная задача. Да и зачем, если продолжать рассматривать заявления украинской стороны, ополченцам ДНР понадобилось «выводить» РСЗО в Россию?..
Важно, что 24 января сами жители Мариуполя стали свидетелями того, что боеприпасы летели с северной стороны. А эти территории были подконтрольны войскам Украины.
Примечательно, что с тех пор Bellingcat не комментирует эту ситуацию, видимо, потому что в таком случае пришлось бы отвечать на неудобные вопросы: от того, откуда данные от сотовых операторов, до того, как так вышло, что анализ спутниковых снимков привёл к откровенной подтасовке данных.