Главная » 2022 » Май » 15
14:18

Планы, планы, планы…

Планы, планы, планы…

Идешь в дорогу на три дня - бери хлеба не наделю.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

План может быть от головы: сидит человек в кабинете и думает что он думает, и что он знает как все должно быть. И пишет брошюру с заголовком "ПЛАН" - вот такими огромными буквами. Как правило ничем хорошим попытки практического воплощения подобных умственных произведений не заканчиваются.

План может быть от жизни, как у Наполеона "главное ввязаться в драку, а там - по обстоятельствам". Такой подход имеет право на жизнь, один из десяти котят выплывет, остальные не вписались в естественный отбор. До тех пор, пока кошка рожает десять котят в одном помете. Сто лет назад и люди так жили.

А сегодня извините: больше 50% населения планеты имеют хотя бы среднее образование, что-то слышали о контрацепции, но главное - хотя бы немного смотрели в телевизоре как живут американцы. Этой отравы достаточно чуть-чуть, чтобы расхотелось бездумно размножаться, и захотелось "пожить в свое удовольствие, для себя, а не для воспроизводства поколений". Это и хорошо и плохо. Плохо потому что надстройка - это отрицание базиса, и иногда доходящее до его самоуничтожения, т.е. разврат и порок.

Хорошо тем, что правильная надстройка - это система самоуправления индивида, контроля над собой, в т.ч. собственным базисом. Здорового контроля - то есть направления его процессов в конструктивное русло, а не потакания аффектам как попало и где попало, как только приспичило. Для этого надстройка должна дойти до самоотрицания, а затем снятия этого самоотрицания. Т.е. необходимо пройти стадию упрощения, возврата к корням, к природе, переболеть и этим. Чтобы выяснить, что и здоровое тело и здоровый дух - нужны друг другу.

Правильная надстройка, т.е. здоровая личность начинается, никогда не заканчиваясь, с самообучения и самовоспитания. Парадокс? Возможно ли это вообще? Ну, вообще-то, это необходимо и неизбежно, но не всеми осознается, что обучение, если это не дрессировка, есть на 90% самообучение и на 10% его поддержка и координация извне. Потому что в принципе любой младенец адаптируется к реальности именно через самообучение. Учится есть, ходить и сидеть, оправляться в горшок а не в штаны, говорить и думать. Так что зерно есть у каждого из нас, даже у детей с отклонениями в развитии. Другое дело что в какой-то момент многие из нас это зерно теряют, превращаясь в бревна, плывущие по течению и повторяющие один и тот же набор паттернов для всех ситуаций.

Личность есть ценность в себе - и цель самой себя, результат синтеза теории и практики в процессе самовоспитания прежде всего, как центрального, важнейшего из процессов  самообучения. И кроме того, как условие самопознания, а значит и всестороннего раскрытия своего потенциала, это цель бытия общества в целом, цель развития человечества. А важнейшим критерием самовоспитания является самоконтроль, самодисциплина. Причем не механический самоконтроль, а живой, гибкий. Личность - не терминатор, терминатор - не личность. Не должна быть убита спонтанность, интуиция, стихийный момент вдохновения. Иначе это будет мертвый человек, совершенный, законченный чурбан, которому нечего искать и некуда развиваться.

Основа дисциплины - самонаблюдение, самокритика (в широком смысла, в т.ч. нахождение и должная оценка хорошего как хорошего, похвала себя, гордость за себя) самоограничение и смирение перед неудачами, произрастающее из них умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, исправлять если это возможно, и идти дальше с верой в свои силы. А так же самоирония, легкое отношение к себе, без раздувания ЧСВ как в плюс, так и в минус через самобичевание. Все это позволяет не попадать ни в когнитивные, ни в жизненные ловушки. Не бегать мыслями по кругу в самолюбовании, и не бегать в беличьем колесе бездарных социальных практик

Это позволяет также в любом деле строить максимально жизненные, сдержанные, трезвые и адекватные планы. Планы разветвленные, разновариантные, учитывающие разные факторы и вероятности. Гибкие планы на разные случаи. И кроме того - запас самообладания и инициативы для спонтанного решения в моменте, путем охвата всей картины в целом и выделения ключевого фактора, ключевого тренда и ключевого рычага контроля над ситуацией, - если все заранее заготовленные планы рухнут. Отказ от паники, истерики, ступора.

Что касается человека, то же касается и общества. Общество - это коллективный человек. И у него есть все то же что и у индивида. У него есть коллективная надстройка - называемая культурой. Но ведь личность человека есть его личная культура, своеобразие его индивидуального характера. Значит и своеобразие культуры общества, характер общественной надстройки есть его коллективное лицо. В чем выражается возможность самовоспитания общества? В осознании обществом во всех его слоях нужды в нем, его необходимости для выживания всех и каждого. Затем требуется переход к коллективному самонаблюдению и самоанализу, с коллективным осознанием и признанием собственного несовершенства, причем солидарного по каждому конкретному пункту. И наконец - приход к практике самовоспитания, т.е. коллективные упражнения в тех или иных добродетелях и самоограничениях, с тем чтобы на практике познать себя: свои силы и возможности, свои слабости и ограничения, свои привычки и свои склонности, свои иллюзии и мифы, свои скрытые дары и таланты.

Удивительный момент здесь в том, что эта тонкая коллективная работа не происходит где-то вне индивидов, в некой абстрактной "общечеловеческой голове". Она происходит в голове каждого индивида. И еще один удивительный момент в диалектике этого процесса: каждый человек, перед своей совестью может произвольно, исходя из своих предпочтений сказать правда "да" или "нет", но на самом деле, осознав эту правду, он не может ее игнорировать и работает на нее в любом случае, и согласием с ней, и ее отрицанием. И то и другое для него, как индивида может обернуться трагедией, он может оказаться и жертвой и героем исторических событий, в жернова которых попал осознанно или безвольно. Но для человечества как коллективного Человека любое такое событие есть материал его становления, его исторического пути, только в случае с жертвами - материал статистический, а в случае осознанных подвигов, и в борьбе и в труде - материал качественный, дающий даже не форму, а образ этого самого пути, в котором он, этот путь, отливается.

 
Комментарий автора: 

Кстати, осознание необходимости коллективного самовоспитания не может быть индуцировано никак иначе, кроме как наглядно. Потому что общество неоднородно, в нем 95%, простите, кхм... недалеко ушли от воспроизводства базиса. А те кто заняты преимущественно надстройкой - концентрируются конкретно на своих задачах в этом направлении лишь 5% своего времени. И пусть так. Но печальная новость тут в том, что прихода Антиобраза ради этого коллективного само-осознания, коллективного катарсиса, просто не избежать. Мы должны увидеть себя в зеркале и понять, что в отражении - мы. И все плохое и хорошее - наше. Не только самые умные и самые честные из нас, а до последнего Васьки из падика, последнего таджика, последнего хiхла на польских грядках и последнего цветного трансгендера в Сан-Франциско. Короче, вопрос должен встать перед каждым.
И я задаю вопрос себе: является ли то что сегодня происходит таким водоразделом для всего Мира? Или еще не до конца?



Источник

Просмотров: 357 | Добавил: kravcov_ivan | Планы, планы, планы… | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх