Неоднозначное прошлое
Вопросы экспорта будущего самолета изучались едва ли не с момента старта программы ПАК ФА. К началу десятых годов нашли первого потенциального заказчика, а также определили принципы дальнейшего сотрудничества. Интерес к новому российскому самолету проявила Индия, пожелавшая принять участие в разработке его экспортной версии.
В 2010 г. опытный Т-50 впервые показали представителям министерства обороны и авиационной промышленности Индии. Они остались довольны, и в 2012-м появилось официальное соглашение о сотрудничестве. В соответствии с этим документом, российская Объединенная авиастроительная корпорация и индийская Hindustan Aeronautics Limited должны были разработать на основе ПАК ФА обновленный проект Fifth-Generation Fighter Aircraft (FGFA).
Сообщалось, что первым заказчиком FGFA станут ВВС Индии. В дальнейшем две страны могли бы вывести такой самолет на международный рынок и начать его продажу другим государствам. Впрочем, поиск покупателей, насколько известно, начать не успели.
В середине десятых годов ситуация вокруг FGFA изменилась. Индийская сторона начала критиковать как совместный проект, так и базовый ПАК ФА / Т-50. К этому самолету предъявлялись различные претензии, а также высказывались сомнения в его соответствии критериям 5 поколения. В апреле 2018 г. Индия вышла из проекта FGFA, и тот был закрыт.
Прекратив работы по FGFA, российские предприятия использовали накопленный опыт в новом проекте. Уже на салоне МАКС-2019 иностранным гостям показали экспортный истребитель Су-57Э. Этой машиной заинтересовалось несколько зарубежных армий, но реальные заказы пока не поступали. Наши специалисты и руководители надеются, что ситуация изменится в ближайшее время.
Предполагаемые заказчики
На фоне событий вокруг FGFA, официальные лица из разных структур неоднократно поднимали тему потенциальных заказчиков такой техники. Неудача российско-индийского проекта практически не повлияла на эту тенденцию. Вновь говорят о возможных покупателях, причем их круг не меняется.
Ожидается, что современный экспортный истребитель Су-57Э заинтересует разные страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Также ожидаются заказы от армий Южной Америки. В неофициальных сообщениях ранее упоминались возможные поставки североафриканским государствам, проявляющим большой интерес к военной технике российской разработки.
Еще летом 2019 г. в круг потенциальных заказчиков Су-57Э вошла Турция. На МАКС-2019 опытную машину демонстрировали военному и политическому руководству этой страны, и оно не стало исключать возможность закупки подобной техники. Реальный контракт на поставку самолетов пока не подписан, но его появление все еще возможно. Турецкая сторона собирается изучить свои потребности и предложения зарубежных стран, и только после этого будет сделан выбор в пользу Су-57Э или другой импортной техники.
Еще на стадии проекта FGFA российский истребитель привлек внимание ВВС Алжира. Позже представители этой страны ознакомились с более новым Су-57Э и оставили хорошие отзывы. По следам этих событий, в конце 2019 г. появилась новость о подписании контракта. Зарубежные СМИ сообщали, что алжирская армия заказала 14 истребителей Су-57Э и такое же количество бомбардировщиков Су-34. Техника общей стоимостью ок. 6 млрд долл. США будет передана заказчику до 2025 г. Впрочем, информация об алжирском заказе пока не подтверждалась официально.
Имеется информация и о других потенциальных заказчиках. Так, осенью 2019 г. руководство «Ростеха» говорило о возможной поставке Су-57Э армиям Индии и ОАЭ. Зарубежная пресса в тот же период писала о возможных заказах от Китая и Мьянмы. Примечательно, что Китай имеет два собственных проекта истребителей 5 поколения. Индия после выхода из FGFA только говорит о новом поколении, но никакие реальные шаги не наблюдаются.
Новый аргумент
Несколько дней назад вице-премьер Юрий Борисов рассказал о планах по созданию еще одной модификации истребителя Су-57. На этот раз машину последнего поколения собираются сделать двухместной, что позволит повысить характеристики и получить новые возможности. Кроме того, такой самолет должен будет привлечь иностранных заказчиков.
Какие изменения предусматривает новый проект, пока не уточнялось. При этом можно предположить, к чему они приведут. Очевидно, что двухместная кабина сделает самолет не только боевым, но и учебным, и это упростит подготовку летчиков. Увеличение экипажа позволит сократить нагрузку на обоих летчиков, как минимум, без потерь в эффективности. Они будут использовать развитые радиоэлектронные и вычислительные средства, которые помогут им во всех ситуациях.
Двухместный самолет сможет показывать повышенную эффективность в традиционных и в принципиально новых сценариях. К примеру, положительные результаты следует ждать в контексте группового применения Су-57 и ведомых БПЛА. Экипажу из двух человек будет проще выполнять полет и контролировать беспилотники.
Двухместный Су-57 может более полно соответствовать взглядам части потенциальных заказчиков на перспективную технику. Следует напомнить, что самым популярным на международном рынке российским истребителем является Су-30, управляемый двумя летчиками. В ряде иностранных тендеров последнего времени тоже побеждали истребители с двухместной кабиной. Перспективная модификация Су-57Э станет ответом на такие тенденции.
Общие перспективы
Боевые самолеты российского производства пользуются большой популярностью на международном рынке. Регулярно поступают новые заказы на ту или иную технику. Однако основу такого экспорта пока составляют истребители предыдущего 4 поколения. Первый наш образец следующего поколения уже предлагается заказчикам, но заказы на него пока отсутствуют.
Такое положение дел неприятно, однако его можно считать всего лишь временной проблемой. Су-57Э имеет все шансы закрепиться на мировом рынке и даже занять место популярнейшего Су-30. Получению таких результатов пока мешают несколько специфических факторов, и от них необходимо как можно скорее избавляться.
Главной проблемой на данный момент может считаться малый темп производства. Выпуск Су-57 уже ведется по серийной технологии, но количество изготовленной техники пока мало. Для перевооружения собственных ВКС и для выполнения иностранных заказов необходимо производство больших масштабов. Эту задачу планируют решить в течение ближайших лет, и это приведет к очевидным положительным последствиям.
Экспортный потенциал Су-57 можно нарастить за счет создания новой модификации с двухместной кабиной. Однако такой проект пока только запланирован, а на его разработку и освоение производства уйдет несколько лет. В течение этого времени заказчикам можно будет предлагать только базовый одноместный самолет.
Поиск заказчиков может осложняться по политическим и иным причинам. Российский Су-57Э на международном рынке становится главным конкурентом американского истребителя F-35. США уже имеют массу заказов на такую технику и заинтересованы в появлении новых. В качестве возможных покупателей они рассматривают страны, которые также могут интересоваться российским самолетом. Как будет выглядеть борьба за контракты этих стран и к чему она приведет – покажет время.
В ожидании заказов
Таким образом, истребитель Су-57 в исходной и предлагаемой двухместной версии имеет большие экспортные перспективы, но реализовать их пока не удалось. На пути самолета к международным контрактам стоит несколько характерных проблем, с которыми должны разобраться в ближайшее время. По результатам таких мероприятий потенциальные заказчики начнут превращаться в реальных получателей российской техники.
Как скоро удастся решить все проблемы и получить первые заказы – неясно. Однако имеется повод для оптимизма. На этот раз тема экспорта Су-57 обсуждается за несколько недель до старта салона МАКС-2021. Вполне возможно, что это не простое совпадение, и на будущей выставке будет подписан долгожданный экспортный контракт.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас