Несколько лет назад был впервые представлен перспективный плавающий бронетранспортер БТ-3Ф. Этот образец был создан на базе боевой машины пехоты БМП-3 и предназначался для подразделений морской пехоты или сухопутных войск. К настоящему времени бронетранспортер прошел часть необходимых испытаний, и прямо сейчас завершаются очередные подобные мероприятия. Кроме того, сообщается о готовности к будущему производству.
Всесторонняя проверка
Решение о создании нового БТР на базе БМП-3 было принято в начале прошлого десятилетия, и курганское Специальное конструкторское бюро машиностроения приступило к работам. Премьера опытной машины БТ-3Ф состоялась через несколько лет на форуме «Армия-2016». Затем началась подготовка к испытаниям.В феврале 2019 г. руководство СКБМ сообщило о начале ходовых испытаний. В течение нескольких следующих месяцев, до осени того же года, опытный БТ-3Ф должен был показать свои ходовые характеристики и их соответствие техническому заданию. В том же году стало известно, что министерство обороны проявляет интерес к новой бронемашине, однако требует повысить ее огневую мощь.Теперь стало известно о проведении и скором завершении очередного этапа проверок. 8 февраля агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу госкорпорации «Ростех» сообщило, что БТ-3Ф находится на стадии предварительных испытаний. Они начались более года назад и приближаются к своему окончанию.В ходе предварительных испытаний БТ-3Ф показал все основные характеристики, был испытан стрельбой и подтвердил устойчивость к различным факторам, в т.ч. к средствам поражения. Также прошли испытания на морском полигоне, подтвердившие требуемые водоходные качества. Как скоро завершится текущий этап испытаний, и какие проверки еще предстоит пройти бронемашине, не уточняется.
Параллельно с испытаниями осуществлялась подготовка производства. «Курганмашзавод» готов начать сборку новой техники практически сразу после получения заказа. Минобороны пока не размещало контракты на БТ-3Ф, но разработчики и производители рассчитывают на их появление.Бронетранспортер БТ-3Ф представляет собой глубоко переработанный вариант серийной БМП-3. Проект предусматривает серьезное изменение конструкции и оснащения при одновременном сохранении ряда агрегатов. За счет этого сохраняется высокая степень унификации с серийным образцом и обеспечивается эффективное решение новых задач при получении высоких характеристик.Основные изменения в проекте БТ-3Ф затронули существующий бронекорпус. Вместо подбашенного листа на нем разместили новую надстройку достаточной высоты. С ее помощью на месте бывшего боевого и десантного отделения организовали крупный отсек на 14 мест. Посадка и высадка осуществляются через кормовые люки, почти как на БМП-3. Командир и водитель по-прежнему располагаются в носу корпуса и имеют собственные люки.Прочие элементы корпуса почти не изменились. Также остались прежними силовая установка на основе дизеля УТД-29М и ходовая часть с торсионной подвеской. За счет этого ходовые качества остались на прежнем уровне. Сохранены водометные движители для плавания – ключевой функции новой машины.В исходной комплектации БТ-3Ф нес дистанционно управляемый боевой модуль под пулемет нормального или крупного калибра. Также были сохранены два курсовых пулемета, характерные для БМП-3. Сообщалось, что такой состав вооружения не устроил российское Минобороны. В связи с этим СКБМ намеревалось разработать новый комплекс вооружений с 30-мм автоматической пушкой.
На существующей платформе
На форуме «Армия-2021» впервые показали арктический вариант бронетранспортера. Он отличается использованием более широких гусениц, уменьшающих удельное давление на грунт, а также несет дополнительный отопитель для обитаемых объемов. Для улучшения ситуационной осведомленности предусмотрен собственный беспилотник-квадрокоптер.Плавающий бронетранспортер БТ-3Ф имеет ряд характерных особенностей и преимуществ, представляющих большой интерес с точки зрения эксплуатации и применения. Благодаря им машина имеет высокий потенциал и способна найти свое место в разных родах войск. Ее способности и возможности будут полезны как для сухопутных войск, так и для морской пехоты.Ключевой особенностью БТ-3Ф является возможность плавания с высокими характеристиками. Ее предлагается использовать как для преодоления водных преград без сторонней помощи, так и при осуществлении морских десантов. В последнем случае бронетранспортер способен максимально реализовать весь свой потенциал и преимущества перед другими образцами бронетехники.Очевидные преимущества технического и эксплуатационного характера дает унификация с БМП-3. БТР и БМП с близкими характеристиками могут работать в одних порядках на суше и на воде. При этом машины разных типов должны решать отличающиеся задачи, что дает очевидные преимущества тактического характера.Новый гусеничный БТР выгодно отличается от существующих колесных машин аналогичного назначения. Он имеет более мощное бронирование, а гусеничный движитель обеспечивает улучшенную проходимость. Кроме того, БТ-3Ф перевозит большее количество бойцов и обеспечивает их безопасное спешивание через корму. Вооружение БТР разных типов, в зависимости от модификаций, в целом сопоставимо. Однако плавающий БТ-3Ф несет дополнительные курсовые пулеметы, которые дают заметный прирост огневой мощи.
Универсальный образец
Заказы и производство
БТ-3Ф создавался как для отечественной армии, так и для иностранных заказчиков. Более того, уже найден первый покупатель и получен первый контракт на серийное производство. Также ожидается дополнительный заказ на большее количество бронемашин.Стартовым заказчиком новых БТ-3Ф стала Индонезия. На вооружении ее морской пехоты давно состоят машины БМП-3Ф, и предполагается развивать парк подобной техники. С этой целью в апреле 2019 г. был подписан контракт на поставку 22 боевых машин пехоты и 21 плавающего бронетранспортера. Общая стоимость машин БТ-3Ф составила 67,2 млн долл. США.Передача готовой техники ожидалась в ближайшие годы, но новости такого рода пока не появлялись. Вероятно, производство серийных БТ-3Ф еще не начиналось из-за продолжающихся испытаний. Тем не менее, как сообщается, производственные мощности уже готовы к серии.В марте 2020 г. стало известно, что Минобороны Индонезии планирует сделать еще один заказ на российскую бронетехнику. Оно выделило 286 млн долл. для приобретения новой партии из 79 бронетранспортеров БТ-3Ф. По результатам этого контракта общее количество новых машин должно было достигнуть 100 ед. Однако, по неизвестным причинам, соглашение до сих пор не подписано. Возможно, индонезийская сторона ожидает завершение выполнения первого контракта, и затем заключит новый.Ранее сообщалось, что российское военное ведомство тоже заинтересовалось плавающим БТ-3Ф, но его не устроила базовая комплектация, а именно вооружение. СКБМ планировало создать вариант с повышенной огневой мощью и вновь предложить его Минобороны. Судьба такого проекта пока остается неизвестной. После тех сообщений на выставках появлялись только образцы с пулеметным вооружением.Решит ли российское Минобороны закупать БТ-3Ф, пока не ясно. Однако последние новости о проведении испытаний дают повод для оптимистичных прогнозов. Если бронетранспортер справится со всеми проверками, его могут заказать и для российской армии. Такая техника имеет ряд преимуществ и будет полезной для наших вооруженных сил.
На стадии испытаний
Согласно последним новостям, перспективный бронетранспортер БТ-3Ф все еще находится на стадии испытаний. Однако мероприятия продвигаются вперед, и один из основных этапов близок к своему завершению. Это приближает момент запуска серийного производства в интересах тех или иных заказчиков.Уже имеется заказ на два десятка серийных бронетранспортеров, а также ожидается новый, еще на 79 ед. При этом все БТ-3Ф пока будут отправляться за границу. Будут ли строиться такие машины для нашей армии, неизвестно. Однако организации-разработчики выразили готовность выполнить ее требования и разрабатывают усовершенствованные варианты проекта.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!