15 декабря состоялась весьма продуктивная видеовстреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина. Разговор двух лидеров длился полтора часа. В открытой части беседы стороны обсудили тёплые отношения Москвы и Пекина и коснулись международной повестки. После вступительных слов диалог продолжился в закрытом режиме. Однако, кое-что всё же стало известно.
Прежде всего, стоит сказать, что переговоры определённо прошли в позитивном ключе. Глава КНР отметил, что данная встреча стала для них с Путиным уже 37-й по счету. Он также раскрыл свое отношение к российскому президенту, обратившись к нему как к «старому другу». Си Цзиньпин также поблагодарил российского лидера за противостояние попыткам вбить клин между РФ и КНР. По его словам, Путин на различных мероприятиях всегда давал «высокую оценку российско-китайским отношениям, называя их примером взаимодействия государств в XXI веке». Председатель КНР признал, что ценит это.
Путин в долгу не остался: также в ответ назвал своего собеседника «уважаемым другом» и напомнил о празднуемой в этом году 20-й годовщине подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Ранее российский лидер в интервью американскому телеканалу CNBC уже отмечал, что считает Си Цзиньпина своим другом. Владимир Путин не раз подчеркивал, что двустороннее взаимодействие идет на пользу как народу Китая, так и гражданам России и создает устойчивость в международных делах. В ходе нынешнего телемоста Президент России также сообщил, что рассчитывает лично встретиться с китайским коллегой в феврале в Пекине. Там главы государств могут провести переговоры и посмотреть церемонию открытия зимних Олимпийских игр.
Каковы же итоги прошедших по видеосвязи переговоров между Москвой и Пекином? Во-первых, лидеры России и Китая говорили о создании независимой финансовой структуры для обслуживания торговых операций России и Китая, на которую не могли бы влиять третьи страны. И Владимир Путин, и Си Цзиньпин также выступили за увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах и расширение сотрудничества по обеспечению доступа инвесторов на фондовые рынки друг друга. Всё это звучит особенно актуально после угроз США отключить РФ от международной банковской системы SWIFT.
В ходе беседы с Си Цзиньпином Владимир Путин проинформировал его о недавнем разговоре с американским президентом Джо Байденом. Российский лидер изложил ситуацию, связанную с нарастающими угрозами российским национальным интересам со стороны и США, и со стороны блока НАТО, которые последовательно подвигают свою военную инфраструктуру вплотную к российским границам. Си Цзиньпин заявил, что понимает озабоченность России и поддерживает её в стремлении остановить расширение Североатлантического альянса на восток.
Санкции и агрессивная риторика НАТО усиленно толкают Москву и Пекин к сближению. Здесь стоит вспомнить о состоявшейся в конце ноября рабочей встрече министра обороны КНР Вэй Фэнхэ с главой военного ведомства РФ Сергеем Шойгу. «США предпринимает против Китая такие же агрессивные действия в военной сфере, тактику сдерживания, как и против России, обе страны совместно противостоят Вашингтону», – констатировал тогда Вэй Фэнхэ. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что Россия и Китай увеличивают интенсивность совместной боевой подготовки, военные двух стран «взаимодействуют на земле, в море и воздухе». Стороны также подписали дорожную карту развития сотрудничества в военной области между РФ и КНР на 2021 − 2025 годы. Обе страны углубляют связи в сфере обороны, совместно противодействуя западному давлению.
Вернёмся к онлайн-встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина. В процессе диалога они также обсудили инициированный Вашингтоном «Саммит за демократию» и сошлись на его «контрпродуктивности». Дело в том, что 10 декабря Президент США Джо Байден открыл виртуальный проамериканский саммит, пригласив туда 110 стран, включая почти все бывшие советские республики, но Россию, как и Китай, естественно, не позвали.
По сути, «Саммит за демократию» имел антироссийскую и антикитайскую направленность, а его главной целью было убедить мировое сообщество, что США, несмотря на афганское фиаско, по-прежнему являются единственной сверхдержавой с неоспоримым глобальным доминированием. Однако, проводя этот саммит, администрация Байдена добилась обратного эффекта и де-факто признала, что однополярный мир закончился, а геополитическое партнёрство России и Китая становится всё более тесным.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю