Армянский тупик...
Восстановление транспортно-экономических связей в Закавказье, столь активно афишируемое Баку, Москвой и Анкарой, вовсе не столь однозначное. Во всяком случае, в том, что касается Армении.
После «убедительной», но отнюдь не окончательной победы союзника Азербайджана в схватке за Карабах, турецкие власти, похоже, ультимативно требуют от Еревана отказаться... от святого. От непрекращающейся ни на день пропагандистской кампании по международному признанию геноцида армян в Турции в 1915-1918 годах.
Только тогда, считают в Анкаре, и можно будет вести речь о разблокировании железной дороги между Турцией и Арменией и, в целом, железнодорожный маршрут Турция-Армения-Северный Азербайджан-Россия.
Между прочим, это кратчайший маршрут между Россией и Турцией, введённый в действие ещё в 1902 году. Но заблокированный Анкарой с 1993 года до сих пор.
Упомянутого политического условия, разумеется, нет, да и быть не могло в недавних договорённостях России, Азербайджана, Армении и Турции о разблокировании транспортных артерий в регионе. Тем не менее в Анкаре, видимо, решили «разом» решить в свою пользу давний политический конфликт.
И турецкая правда
Географическая логика турецких политиков проста до предела, точнее – до беспредела. Дескать, ежели хотите разблокирования, тогда извольте забыть о случившемся в далёкие годы Первой мировой войны.
Что же касается самого турецкого почти ультиматума, Анкара уже выдвинула, повторим, условие отмены блокады Армении. По данным информагентства «Еркрамас» (Ереван) 9 февраля 2021 г.,
Но официальная Турция поставила главное условие для этого документа:
То есть Анкара, не оспаривая сам факт геноцида 1915 года, требует от Еревана всё же не поддерживать кампанию за дальнейшее международное признание геноцида (см. Армянские погромы в Османской империи).
Что и говорить – прагматичная позиция. При том, что означенный факт к настоящему времени официально признан более 40 странами. Включая, например, США, Францию, Канаду, Италию, Германию, Россию, Швейцарию, Грецию, Сирию, Аргентину, все страны Бенилюкса, Бразилию и Ватикан.
Не забывается такое никогда
Стало быть, Анкара намерена бессрочно блокировать Армению, ибо Ереван никогда не откажется от поддержки международной кампании за признание турецкого геноцида армян.
Сам же этот геноцид, при всей его чудовищной жестокости, стал кровавым ответом пантюркистов на то, что при вступлении русских войск в Восточную Турцию в 1914-м местные армянские активисты стали формировать там свои органы власти, фактически отделяя регион от Турции.
Притом всё проворачивалось без какой бы то ни было санкции на это с российской стороны. Судя по всему, среди прочего сказался даже фактор смены Кавказского наместника, которым как раз в 1915 году стал царский дядюшка великий князь Николай Николаевич.
Прямым же следствием стали массовые погромы армян практически по всей Османской империи. В сочетании именно с резнёй армян на востоке и юго-востоке Турции, где армянское население составляло большинство.
У кого же плохо с памятью?
Однако турецкие власти предпочитают не вспоминать то, что спровоцировало геноцид. И просто-напросто именуют соответствующие претензии спюрка (армянской диаспоры) и самой Армении не более чем «политической выдумкой», «националистической пропагандой» и т. п.
Тем самым Турция, примитивно отрицая всё случившееся в 1915-1918 гг., сама же лишает себя контраргументов. Чтобы хоть как-то попытаться объяснить причины антиармянской истерии в тот период. Впрочем, объяснения такого рода обозначат де-факто признание Анкарой геноцида армян.
Не потому ли из Анкары кажется куда более надёжным и патриотичным (по-турецки, разумеется) всё просто отрицать, чем вдаваться в рискованные исторические дискуссии.
Тем временем Анкара, как бы в доказательство своей «непримиримости», 5 февраля нынешнего года направила из центральной Турции грузовой состав в Россию – впервые по маршруту, действующему с 2017 г. через Грузию и Азербайджан.
Для этого использовали магистраль Анкара-Эрзурум-Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Акстафа-Мингечаур-Дербент-Махачкала с назначением в г. Владимир (см. Первый состав отправился по маршруту Анкара-Москва).
Будет ли понят намёк?
Странный маршрут использовали, несмотря даже на то, что этот путь почти на четверть длиннее маршрута через Армению и Азербайджан. По всем признакам для Анкары сегодня важнее обозначить для соседей, как и для Москвы, безальтернативность маршрута через Грузию и Азербайджан.
Сейчас это её политические союзники в Закавказье, и тем самым довольно прозрачно делается намёк на продолжение Турцией блокады любых путей через Армению.
Тем временем в Армении уже распространяются по СМИ и соцсетям «неофициальные» призывы к РФ не использовать магистраль Карс-Тбилиси-Баку до возобновления работы маршрута из Турции через Армению.
С учётом же вышеупомянутого политического требования Турции к Еревану не исключено, что такие призывы поддержит даже руководство Армении.
Похоже, в бывшем российском Закавказье поезда снова пойдут по порочному замкнутому кругу.