Многие наблюдатели из России проецируют украинскую ситуацию на то, что сейчас происходит в Белоруссии. Однако между этими двумя странами есть существенная разница.
Сторонние наблюдатели считают, что сейчас в Белорусии происходит плюс-минус то, что они могли наблюдать на Украине лет 6 назад. То есть цивилизационный раскол белорусов между Россией и Евросоюзом, внутренняя культурная и историческая война, а также конфликт разных идентичностей. Однако при этом на митингах в Беларуси отсутствуют флаги ЕС, а сами протестующие ничего не говорят о «евроинтеграции» и тому подобных лозунгах. Почему?
Дело в том, что после своего прихода к власти Александр Лукашенко остановил приватизацию и сохранил огромный государственный сектор в экономике, который достался Белоруссии в наследство от Советского Союза.
Это привело к тому, что сейчас порядка 45% белорусов работают на государственных предприятиях. При этом 25% предприятий работают в убыток, то есть при рыночной экономике они бы давно закрылись.
Соответственно, прагматичные белорусы хорошо понимают, что интеграция как с Европейским Союзом, так и с Россией означает приватизацию, а затем и закрытие убыточных предприятий в сочетании с массовыми увольнениями работников.
То есть риторика цивилизационного выбора по типу, русские ли белорусы или европейцы, там в отличие от Украины просто не работает. Как говорится, выбор выбором, а семью потом на какие деньги кормить?
Да и не стоит забывать о том, что Лукашенко уже больше четверти века говорит о российских и европейских олигархах, которые все «растащат». И многие белорусы в это действительно верят как в некий национальный консенсус, с которым не спорит даже радикальная оппозиция.
В отличие от украинцев, белорусы являются людьми расчетливыми, доказательством чего выступает вдвое более высокий подушевой ВВП по паритету покупательной способности. И их так просто «евроинтеграцией» или «общим советским прошлым» не убедишь.
Соответственно, чтобы добиться популярности у белорусов, ЕС и Россия должны говорить с ними на языке экономики. А этого пока как-то не происходит, в ход идет все больше культура да история.
Об экономике говорить не так просто, и аргументы в свою пользу подбирать сложнее. Но это единственный способ убедить Белоруссию в необходимости интеграции с Россией. Поэтому российский МИД, если хочет добиться успеха на белорусском направлении, вполне может заходить именно с этой стороны.