Но ведь далеко не все прыгали и поддерживали «истинных демократов» и националистов! Остался же верным своей науке академик, историк, член КПУ П.П. Толочко! Все время выступал против фальсификаций истории Украины. Да и немало других примеров можно привести, хотя и настало время, когда "Все чаще будете вы встречать людей, которые глаза имеют, да не видят, уши имеют, да не слышат. Брат против брата пойдет, матери будут бросать детей своих. Каждый будет искать способ спасаться поодиночке...", как говорила Ванга.
Однако, а мы сами-то умеем слышать и видеть? Ведь говорил нам Н.В. Гоголь многое, а все ли мы поняли? Для начала предлагаю вашему вниманию отрывок из статьи Светланы Ивановой, посвященной исследованию всем знакомой повести «Вий».
«Давайте разберемся во всем как следует. О чем повесть «Вий»? Повстречал не слишком усердный в служении Богу бурсак Хома Брут (будущий священник) ведьму. Убил ее, затем ему же пришлось ту ведьму отпевать три ночи. А она, замыслив отомстить, вставала из гроба, пытаясь добраться до Хомы, да безуспешно, поскольку того охранял магический круг. В конце концов ведьма призвала на помощь Вия, тот смог разглядеть Хому через круг, нечисть накинулась на бурсака — тут-то он и помер от ужаса.
Даже краткий пересказ выявляет массу парадоксов. Будущий священник — убийца. Убийца отпевает свою жертву. Отпевает в церкви ведьму! Вдобавок ко всему Хома крайне небрежен по отношению к религиозным установкам, а защищается вообще с помощью магии. И убивает его все-таки не нечисть, а его собственный страх.
Если же хорошенько пройтись по тексту, на многозначительные подробности натыкаешься на каждом шагу. Начнем с имен трех приятелей-бурсаков. Богослова зовут Халява — думается, это в комментариях не нуждается; ритора — Тиберий, так звали римского императора, при котором был распят Иисус Христос; имя Хома Брут рождает ассоциации с апостолом Фомой-неверующим и убийцей Цезаря Брутом. То есть получается, что Хома Брут — сомневающийся в божественной сути Христа убийца. Таким образом, все три имени — говорящие, и все указывают на греховность людей, готовящихся стать служителями церкви.
Собственно, эти персонажи вполне достойны своих имен, на глазах читателя они только и делают, что грешат: воруют, пьянствуют, нарушают пост, ходят к вдовушкам и так далее. Напоминаю: это — будущие священники!
Гоголь не единожды позволяет себе едко пошучивать, чтобы более емко обрисовать сущность своих героев: «Богослов был рослый, плечистый мужчина, и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет», «Ну, слушай! У нас есть на селе козак Шептун. Хороший козак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но... хороший козак».
Окружающих поведение бурсаков ничуть не удивляет. Они и сами такие, паства под стать пастырям. Как не удивляет никого, что дочка сотника — ведьма. Ну, ведьма и ведьма, в порядке вещей… Чему ту дивиться, зато есть повод посплетничать о панночке: как она на помеле летает, да в кого по ночам обращается. Есть обо что языки почесать.
Далее, чрезвычайно подозрительна ситуация с церковью, где отпевают панночку-ведьму. Уже тот факт, что отпевают ведьму, мягко говоря, парадоксален. При этом достаточно неоднозначна и фигура самого сотника. Он тоже не удивлен, что его любимая дочка — ведьма: когда Хома прямо говорит ему, что она «припустила к себе сатану», отчего в церкви происходят всякие ужасы, сотник велит читать дальше. Да и над гробом дочки он жалеет не о том, что она скончалась во цвете лет, а о том, что не знает, кто убийца — а значит, не может отомстить. Чувства, не присталые доброму христианину. Церковь же, эта обитель Божья, на хуторе сотника в страшном небрежении: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения… Они приблизились к церкви и вступили под ее ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей».
Что же получается? С одной стороны, все происходит в христианской стране, но христианство героев, мягко говоря, ущербное. И весь мир «Вия» пронизан постоянным присутствием язычества, магии и злых сил, с которыми бок о бок уживаются герои.
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Н. В. Гоголь
Сказка — ложь, да в ней намек…
Итак, в повести Гоголя существа, наделенные магической силой, подчиняют себе не слишком крепких в вере людей, соблазняя и губя их. И вот тут-то кроется главный парадокс: не губили злые силы Хому. Пугали — да, но не губили.
Вспомним последние страницы повести. Третью ночь Хома в церкви стоит, очертив меловой круг, ведьма летает в гробу, вурдалаки воют. Наконец, привели Вия и подняли ему веки. Вий увидел Брута и указал чертям на него: «И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».
От страха! Бесовское отродье его и тронуть не успело!
Хома сам погубил себя. Символическая смерть Хомы от страха — лучшее тому доказательство. Вий «сглазил» его своим взглядом, задействовав древнейшие магические механизмы — пробудил то самое демоническое начало, которое дремлет в каждом, согласно архаичным верованиям. С точки зрения христианства, это иносказание можно расшифровать текстом Гоголя, вложенным в уста Хомы, сказавшего о панночке: «припустила к себе сатану». То есть Хома позволил злу, живущему в нем самом, одержать верх. Помните, что в самом конце повести говорит приятель Хомы — Халява? «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать».
…«Вий» актуален во все времена и для каждого из нас. Ибо это философская притча о борьбе человека со своими внутренними демонами. А вы говорите — побасенка!..»
Означает ли это, что Н.В. Гоголь подозревал или прямо указывал на «ущербность» малороссов? Нет и еще раз нет! Иначе мы бы не читали о Тарасе Бульбе и его славных товарищах — казаках запорожских! А на чем держался их героизм? На ВЕРЕ! В самом широком смысле этого слова!
Не может существовать народ без ВЕРЫ! Именно поэтому большевики, взяв власть, отринув веру христианскую, тут же дали взамен веру в социализм-коммунизм (которая во многом перекликалось с заповедями Христа). Именно благодаря ВЕРЕ и совершал советский народ свои подвиги!
Ну а националисты-бандеровцы? Мы сетуем, что они сплоченнее, активнее. Да все потому, что у них своя вера! Отвратительная, человеконенавистническая, но она есть! Озабоченные величием своей расы, они будут вырезать всех под корень!
А почему держится И. Стрелков и вся его немногочисленная группа сопротивления? Потому что у них тоже есть своя ВЕРА! Вера в справедливость, честность, стремление защитить свою землю и свой народ! Так и кажется, что каждый раз раздается старинный клич: «Поднять знамя! Горнист, труби! Оружие к бою! Бить врагов без пощады!»
Ну а те, кто сидит по своим хатам… Вот они и являются теми, кто, как Хома, поддался своим страхам, потому и гибнут. Нет у них Веры! Ущербна она! А ведь всего то и нужно — помнить о прошлом, жить в настоящем и верить в будущее. Именно вера поможет сделать какие-то положительные изменения на Украине.
Кто-то еще сомневается в том, что нужна идеология и пропаганда? Ведь они тоже являются кирпичиками в построении ВЕРЫ!
И я искренне советую: перечитайте внимательно произведения великого русского писателя Н.В. Гоголя, который, как никто, понял и описал душу, характер и поступки малороссийского народа. Тогда и станет понятным все то, что происходит сегодня на Украине.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас