Несколько дней назад случайно просмотрел видео «Что думают в США о России, Украине и Путине?». Задело. Журналист (кто и от кого - не ведаю) брал интервью у первых встречных в парках и на улицах Нью – Йорка. Я был шокирован.
Мы льстим американцам (и себе), если думаем, что в США у «простых людей» представление о России укладывается в несколько символов (матрешка, самовар, медведь, балалайка, Кремль, Путин, ракеты и т.д.). Некоторая часть опрашиваемых с видимым усилием добыло из глубин подсознания только «водку» и «морозы». Еще часть призналась, что о русских и России судит лишь по голливудским фильмам. Примерно треть, было ясно видно, впервые в жизни вспомнило, что где – то там есть какая – то Раша. Про Украину, кстати, вообще никто не слышал.
Первой моей реакций после просмотра было традиционное (уже на уровне «подкорки») «ну-у-у ту-у-упы-ые…». Но, поразмыслив, эту версию решил не принимать за основу. Не вяжется она с действительностью. Речь может идти только об аполитичности большинства американцев. Плюс отсутствие у них интереса ко всему, что их непосредственно не касается. Нам это кажется проявлением крайней ограниченности, а они так не считают и, напротив, не понимают – зачем тратить усилия и время на приобретение бесполезных для практической жизни знаний.
Они здорово от нас отличаются во многом. Как вы понимаете, дело клонится к небольшому ликбезу.
Основатели США - те, кто и построил фундамент этого мощного государства, были протестантами. Протестантизм – это ответвление христианской религии, в свое время обособившееся от католицизма. Идеология протестантов была проста и незатейлива (и, кстати, очень похожа на воззрения наших старообрядцев). Господа Бога не надо умасливать показным благочестием (типа поклонения иконам и мощам, богатых и пышных церковных церемоний, служб, монашества, пожертвований и пр.). Сохраняя в душе образ Божий, нужно не падать духом в любых обстоятельствах, а делать свои жизненные дела - методично и хорошо, несмотря ни на что и вопреки всему. Вот подлинная задача христианина. Трудности и испытания посылаются Свыше; почему – не твоего ума дело. Твое дело - систематически и упорно трудиться на своем мирском поприще, в любом звании и на любом месте. Потому что на эту позицию ты поставлен Богом. Если твоя работа ладится, если ты достигаешь успеха – это есть признак божьего к тебе благорасположения, твоего Спасения и последующего попадания в рай.
По убеждению Макса Вебера, известнейшего социолога начала 20 века, именно протестантские религиозные воззрения сформировали т.н. «протестантскую этику». Которая, в свою очередь, обусловила пресловутый «дух предпринимательства» - основу благосостояния США, Германии, Англии, Бельгии и других стран протестантской веры. Высшее благо этой этики – упорная работа с целью получения прибыли как свидетельства успеха работы. Чем больше прибыль – тем, следовательно, успешнее работа, тем более твоя деятельность угодна Богу. Согласно такому вот религиозно – деловому выверту, получение прибыли, наживы, начинает становиться самоцелью, приобретает некие мистические черты, отрывается от понятий о счастье человека и о пользе для человека. По сути, умножение денег рассматривается не как средство удовлетворения своих потребностей (и получения удовольствия от жизни), а как средство еще больше умножить деньги… а потом еще и еще раз. Прибыль становится единственной целью жизни, которая оправдывает существование человека. Ведь, согласно протестантской религии, работает человека не ради хлеба насущного, а… ради Бога и во имя Его. Весьма красивое религиозное оправдание капитализма. Чем больше денег ты заработал – тем, следовательно, больше Бог тебя любит. Заметьте, о способах и средствах заработка речь не идет.
Также в среде протестантов пользовались популярностью «святость» частной собственности, индивидуализм, отрицание пустой праздности, мирской аскетизм и отрицание любых авторитетов. В обществе, построенном ими, предпринимательство, интенсивный труд и получение прибыли рассматриваются как нравственно оправданные, общественно полезные и жизненно необходимые. Бизнес с утра до ночи – самое нормальное и естественное занятие для человека. Точка.
Любая религия как важный фактор общественной жизни уже давно потеряла свое значение. Но религии успели сформировать мировоззрение и жизненные установки наций и народов – т.н. национальный характер. Это в равной степени относится и к православию, и к протестантизму. Для жителей протестантских стран до сих пор весьма характерны расчетливость, рациональность, добропорядочность, пунктуальность, прилежание, добросовестность, самоконтроль, правдивость. Лозунг "трудятся не для того, чтобы жить, а живут для того, чтобы трудиться» также актуален до сих пор. Развлечения – только такие, которые восстанавливают силы. Науки – лучше «точные», так как они более полезны. Знания – преимущественно те, которые помогут быть максимально «встроенным» в общество. Не очень полагаться на людей вообще (в том числе – на друзей, родственников, знакомых, коллег), не особо доверять им, надеяться только на себя. И самому не давать повод думать, будто некто может на тебя рассчитывать или что – то с тебя поиметь задаром.
Кроме того, весьма интересен вот такой пассаж из протестантской литературы: «…если кто-либо осознает, что сам он использует свое преимущество более целесообразно и тем самым в большей степени приумножит славу Всевышнего, чем это сделает ближний его, то любовь к ближнему не обязывает его отдать ему что-либо из своего имущества". И действительно… С какой стати? К ближнему в протестантизме вообще отношение довольно своеобразное.
Холодноватое, я бы так выразился, отношение. У каждого свой путь, определенный Богом и, мол, не наше человечье дело - вмешиваться в дела ближнего. "Делайте для других только то, чего вы ждете от них"… очень здраво. Если человек, по твоему расчету, будет тебе когда – то выгоден, то можно и первому к нему отнестись «со всей душой» (и наоборот). Любовь к ближнему в протестантстве была и есть, если так можно выразиться, «безличной». То есть людей мы, в общем, любим. Но конкретно вам, увы, не поможем.
Кроме того, протестантизму свойственна идея мессианства. Мол, не зря же Бог дал нам такое единственно верное учение, позволил нам родиться в такой великой стране и достичь таких успехов. Значит, мы – лучшие! И «безличная любовь к ближнему» побуждает нас распространить этот превосходно зарекомендовавший себя образ жизни на весь мир. Будьте и вы все счастливы! Помогать мы вам, конечно, не станем… но главное – покажем направление.
В целом, можно сказать, что протестантизм сформировал как идеал облик активного, целеустремленного, рационального, достаточно жесткого, очень трудоспособного, добросовестного в рамках формальной законности, ярого индивидуалиста и крайне эффективного предпринимателя - т.н. «делового человека». Можно сколько угодно долго «их» критиковать, но… «они» – такие. Американцы и англичане нас, россиян, тоже не понимают (почему конкретно – это отдельная песня). Некоторое время назад в России пытались привить некоторые элементы протестантской трудовой этики и морали. Жесткая рациональность и утилитаризм как – то не особо «пошли». Все – таки, у нас другая система ценностей и сломать ее, как оказалось, весьма непросто. Судя по всему, у многих других народов «прививка» американского образа мышления и жизни тоже не задалась. Что, наверное, служит для англосаксов основанием считать нас всех «цивилизованными дикарями», тупо не желающими понимать своей выгоды.
Протестантская мораль обуславливала раньше и обуславливает сейчас всю политику США на мировых «площадках». «Звездно – стервятниковые» действуют холодно, рационально, эффективно, бескомпромиссно, с единственным интересом: получение прибыли, сверхприбыли и суперприбыли. Таков уж их Бог. Ничего личного, просто бизнес.
Что касается того ролика, о котором я писал вначале… Почему «средний американец» мало что знает об окружающем Америку мире и не очень хочет знать?
А зачем?
Дон Румата (Тарас), Politikus.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас