«В общенациональном масштабе наблюдается большая нехватка», - говорит Коэн Ван Ромпей, ученый-инфекционист из Калифорнийского национального исследовательского центра приматов. Исследования приматов в США дороги и часто вызывают споры с защитниками животных, что усложняет их приобретение даже в нормальных обстоятельствах. Из-за пандемии достать обезьян стала еще труднее. «Мы больше не можем найти макак резус. Они полностью исчезли », - говорит Марк Льюис, генеральный директор Bioqual, контрактной исследовательской организации, специализирующейся на тестировании на животных. Ученые в академических кругах и в промышленности США в полном смысле этого слова плетут интриги в стиле Борджиа, за доступ к ограниченному количество приматов.
Проблем несколько.
Во-первых, COVID-19 создал необычайный спрос на обезьян по всему миру.
Во-вторых, это совпало с резким падением поставок из Китая, который обеспечивал 60 процентов из почти 35 000 животных, импортированных в США в прошлом году, а стратегический питомник для разведения обезьян в США никогда не создавался.
Кроме того, обезьяны, инфицированные COVID-19, должны содержаться в лабораториях с уровнем биобезопасности для животных 3, которые имеют особые требования к конструкции и вентиляции для предотвращения распространения патогенов. В США имеется ограниченное количество лабораторий ABSL-3, а вот по миру Пентагон понаставил таких лабораторий аж в 25-ти странах.
Обезьяны составляют всего 0,5 процента животных, используемых в биомедицинских исследованиях в США, но они представляют собой последний шаг перед клиническими испытаниями на людях. Иммунная система обезьяны и человека настолько похожи, что в исследованиях вакцин можно использовать одни и те же тесты для измерения антител в обоих. «Буквально тот же тест», - говорит Скип Бом , заместитель директора Национального исследовательского центра приматов Тулейна. Сходство означает, что обезьяны также являются хорошей моделью для тестирования агентов, которые помогают повысить эффективность вакцины, - говорит Джоанн Флинн , исследователь вакцин из Университета Питтсбурга.
Биофармацевтическая промышленность США в значительной степени полагается на макак, выращенных в Китае. Текущая торговая война в отношениях между США и Китаем сделала импорт обезьян существенно дороже. Сейчас цена за одно животное поднялась до $ 10 000. Затем, когда в начале этого года разразилась пандемия, Китай полностью прекратил их экспорт. «Я не вижу, чтобы какие-либо приматы покидали Китай», - говорит Мэтью Р. Бейли, президент Национальной ассоциации биомедицинских исследований, которая выступает за исследования на животных. Эксперты отрасли предполагают, что Китай, ученые которого также стремятся найти лекарства от COVID-19, заинтересован в сохранении животных для своих собственных исследований. Никто не знает, когда Китай снова может начать экспорт обезьян.
И вот через 60 лет выясняется, что Obama Care, это не решение проблем здравоохранения в США, а ширма для банального пиления бюджета через страховые компании, а на разведение большего количества приматов в США потребуются годы, наряду с устойчивым финансированием. В стране имеется ограниченное количество объектов разведения, включая центры приматов, финансируемые Национальным институтом здоровья. В последние годы центры по разведению приматов в США изо всех сил пытались получить больше финансирования, но его не получили, а один из них который был связан с Гарвардом был вообще ликвидирован по финансовым причинам в 2015 году.
А для того что бы догнать Россию и Китай приходится российскую вакцину назвать плохой, а на российских разработчиков вакцин наложить санкции под предлогом, что они участвуют в разработке химического и биологического оружия.