Расскажу, как опытный экипаж командира отряда готовится к полету по новому маршруту. Я специально сказал о новом маршруте, так как подготовка к полету по стандартному маршруту выполняется заблаговременно и не занимает много времени.Откуда он вообще берется, этот новый маршрут?
Новый маршрут
Обычно, задача вызревает в штабе родного Тихоокеанского флота. А в конкретный маршрут, время вылета и действия в полете эта задача оформляется в штабе морской авиации Тихоокеанского флота и называется «полет на обеспечение флота».Постановку задачи экипажу проводит командир полка, посредством старшего штурмана полка, с записью на магнитофон. Обычно маршрут доводят в виде точек с координатами и задают режим полета – высоту и скорость на этапах маршрута. Частенько выдают район полета, ограниченный точками с координатами, и точки входа-выхода в этот район. Обязательно доводят время прибытия в район или в заданную точку, необходимые действия, и порядок связи с кораблями.Маршрут доведен, действия понятны, порядок взаимодействия с кораблями указан, можно начинать готовиться к полету. Но начнет готовиться только один член экипажа – штурман, а остальные будут ждать, когда штурман все нарисует и посчитает, чтобы потом быстро передрать все со штурманской карты.Правак займется оформлением «полетного листа», это такая форма задания на полет, которая является основанием для выполнения полета. В этом «полетном листе» будут указаны состав экипажа, задание, метеоусловия, при которых разрешается выполнение полета, и внизу распишется командир, который проводил проверку подготовки экипажа к полету.А штурман подберет карту из ранее подготовленных, нанесет на карту маршрут и начнет определять элементы полета по маршруту – курсы, расстояния, время полета по этапам полета, различные поправки для коррекции курсовой системы, данные для контроля прохода точек маршрута. И еще много разной ерунды нанесет на карту.
Закончив с прокладкой и оформлением маршрута на карте, штурман начнет считать инженерно-штурманский расчет (ИШР) полета для определения потребного количества топлива и остатка топлива по точкам маршрута и у контрольных ориентиров.В это же время второй штурман и правый летчик быстро срисовывают с карты штурмана все, что он там нарисовал, причем правак рисует все в двух экземплярах – себе и командиру. Командир ничего не рисует, ему все подготовит правак.А штурман заполняет в штурманском бортовом журнале предварительный расчет полета и рисует штурманский план полета, где схематично указывает свои действия по этапам полета.Правак рисует план полета и связи, где указывает порядок выработки топлива, который он берет из штурманского инженерно-штурманского расчета, рубежи установления связи с различными пунктами управления воздушным движением, иногда указывает, кто на каких участках маршрута пилотирует: где командир, а где и праваку доверят за штурвал подержаться.Закончив с оформлением всех бумажек и отобрав свою карту у правака или второго штурмана, штурман еще раз изучает маршрут, продумывает свои действия в «узких» местах, после чего идет на контроль готовности к штурману эскадрильи или, если полет очень сложный или важный, к старшему штурману полка.Штурманские начальники никогда не умничают, просто проверяют оформление всей документации и подписывают бортовой журнал в левом верхнем углу – «Подготовку к полету проверил». Все, штурман к полету готов.
Нетипичный случай
Иногда, очень редко, при контроле готовности случаются и всякие из ряда вон выходящие случаи. Командир экипажа берет заполненный праваком «полетный лист», карту, оформленную праваком, план полета и связи летчиков, тоже оформленный праваком, и идет к командиру эскадрильи на контроль. Комэска тоже не вредничает, а просто подписывает «полетный лист», разрешая полет. Все, экипаж к полету готов.Обычно, подготовка к полету занимает около трех часов, если некуда спешить. При необходимости, подготовка может проводиться и быстрее. Частенько доподготовка к полету проводится на предполетных указаниях, из-за полученных изменений в задание. А бывает, что экипаж получает изменения в задание уже в воздухе. Но опытный экипаж ничем не испугаешь, они все сделают точно и в срок.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!