Идет сначала слайд (скрин), а потом текст со слайда в текстовом формате. Кому как удобней читать. Продублировал текст для удобства цитирования или если вдруг кто - то читает с ридера без картинок.
Платформы: хозяева ментального пространства
Платформа – это сервис, место, устройство, имеющее огромную аудиторию и дающее к ней доступ рекламодателям и всем
желающим продвинуть бизнес/персону/репутацию/идею по
своим правилам и на своих условиях.
• Доступ к аудитории: сотни миллионов просмотров в сутки, самопроизвольное возвращение пользователей и т.п.
• Особый формат и правила: модерирование контента и рекламы, борьба со
спамом
• Авторизованные и и запрещённые методы доступа к аудитории: реклама,
продвижение или спам, «оптимизация»
• Примеры: билборды, транспорт, ТВ, лифты, асфальт, социальные сети, поисковики, радио, смартфоны и т.п.
Сейчас основные платформы для продвижения бизнеса, атак на бизнес, развития или уничтожения репутации – цифровые
Типы цифровых платформ
• Поисковики: сотни миллионов запросов в день, практически 100% аудитории
• Рекламные системы: миллиарды показов в день на всех сайтах и приложениях,
видят всех пользователей
• Социальные сети и СМИ: сотни миллионов аккаунтов, каждый пользователь
получает за день несколько воздействий.
• Видеохостинги: огромные аудитории, догоняющие центральное ТВ
• Тизерные сети: новые СМИ, пожиратели внимания
Основные платформы для политической пропаганды, продвижения бизнеса и атак на него, развития или уничтожения репутации – социальные сети, видеохостинги и интернет-СМИ
+ 120 000 независимых блогов и форумов, 300 тысяч записей в сутки
+ 22 000 интернет-СМИ, 300 тысяч новостей в сутки
140-160М сообщений, 40М картинок, 500М лайков в день,
До 30 000 сообщений и до 100 000 лайков в секунду в пиках.
Соцсети: новое доверие и новая манипуляция
• Главное занятие дня. Люди проводят в социальных сетях и интернет-СМИ разного вида до 5-7 часов в день, это время растёт
• Новое доверие. Пользователи считают соцсети своим интимным пространством, доверяют информации от «друзей» больше, чем любым официальным СМИ,
совершенно не защищены от манипуляции
• Новая манипуляция. В сетях оперирует огромное количество профессиональных
манипуляторов: рекламщиков, пропагандистов, политтехнологов, экстремистов,
мошенников и преступников
• Постоянное воздействие. 90% пользователей – молчащие, они не говорят, но читают или репостят, в любом случае впитывают смыслы из сети; практически
каждый российский пользователь из 80 миллионов в течение дня получает какое- то воздействие социальных сетей
Социальное медийное пространство – идеальный инструмент для рекламы, пропаганды, влияния на умы, криминала, информационной войны, экстремизма и организации беспорядков.
Скорость обмена веществ
-
В социальных сетях контент «тонет». Нельзя найти сообщения в ФБ за неделю или месяц назад, как в ЖЖ.
-
Время «жизни» сообщения — 4-5 часов. За это время сообщение получает 95% действий — комментарии, «лайки», ретвиты, «шеры»
-
Медийные события в соцсетях и СМИ сейчас в среднем не живут более 3-4 дней. Это важно знать для информационной гигиены.
Пишущая и читающая аудитория Рунета мигрировала из ЖЖ и личных блогов в Фейсбук и Ютуб. Теперь она привыкла к коротким текстам и репликам, выработала клиповое сознание.
Качество пользовательского контента
-
90—95% сообщений — шлак: спам дубли, пропаганда
-
Менее 5% сообщений оригинальны
-
95% сообщений — ретвиты, «шеры» и репосты, даже без комментариев
-
Пропорция оригиналов/дублей — примерно 1 :3
-
Язык — в среднем безграмотный, ломаный, с жаргоном, матом и бранью
-
Средняя длина сообщения всё время падает
-
Быстро растёт инструментарий выражения эмоций без текста (J)
-
Пользователи мигрируют в мессенджеры, где общение синхронное, мгновенное, клиповое, сиюминутное
Тональность контента: негатив рулит
-
Чувство вседозволенности, безнаказанности, виртуальности, снятие барьеров приличий и вежливости
-
Сетевая публика ждёт именно негатива, он вызывает наибольший отклик
-
Среднее отношение ругани к похвале в Рунете — 2 к 1
-
Самая «напряжённая» область контента — политика —70—80% оценочных текстов, соотношение ругань/похвала — 6:1
-
Самая «хвалимая» отрасль — шоу-бизнес, кино и телевидение. Соотношение ругани к похвале — 2 к 3. Самые «хвалимые» объекты — Иван Ургант и шоу «Голос»
Социальная структура не видна изнутри самой сети, мешает «капсулирование»
• Политику обсуждают не «все-все», а только 5-7%
• Обсуждаются сотни популярных тем, в сотнях тысяч групп
• Очень много деструктивных групп, шок-контента
• В основном общение – про развлечения, приколы, байки, рыбалку-охоту, годовасиковтугосерей, футбол
• Происходит сдвиг общения в мессенджеры и каналы Телеграма, в ТикТок и Инстаграм
• Бурный рост видеоблогинга (норма – миллионы подписчиков)
В сетевых медиа активно оперируют профессионалы
• Активные сообщества спамеров. Из ~40М аккаунтов русского Твиттера «живых»
– 3-4М, из них 1,5М – спамеры и боты
• Технологичные системы «отмывки» новостей и вбросов. Вброс в Твиттер или
ФБ отмывается в СМИ, снова обсуждается в Твиттере и т.п.
• Кибервойска Пентагона, укроботы, диванные войска российских прозападных
НКО, «ольгинские тролли», кремлеботы
• Ангажированные западные сервисы и СМИ, ангажированные отечественные
СМИ, «системы управления репутацией».
Пользователей дрессируют на бездумное массовое поведение
• Постоянные флешмобы. Вырабатывают привычку к массовой автоматической
реакции, например:
-
Моё фото 10 лет назад
-
Облиться холодной водой
-
Расскажи, как тебя изнасиловали, как не взяли на работу
-
Поставить аватарку в поддержку Нотр-Дам или ЛГБТ
• Тесты, квесты, задачки. Бессмысленное и массовое препровождение, обязательно
распространение – запости результаты
• Тренировка рефлекса «запости» на распространение вброса.
• Срабатывание рефлекса на политических заданиях: поставь радужный флаг на
аватарку, осуди чиновника, распространи ужас про коронавирус, сдай денег
неизвестно на что (АВМЯК)
Сетевые хомячки становятся пластилином для ментальной манипуляции
Социальные платформы усиливают сегментацию
• Нет общей повестки. Каждый пользователь живёт в своём индивидуальном
«информационном пузыре», все ленты уникальны
• Что читать, решает кто-то другой. Социальные сети формируют «пузырь», как им
заблагорассудится
• Рекомендации уплотняют «пузырь». Они подсовывают всё больше контента,
похожего на «одобряемый» пользователем
• Замкнутый круг. Возникает петля обратной связи, унифицирующая контент и
ведущая ко всё большей изолированности пользователя и групп
Сегрегация и сетевое одиночество особенно удобны для ментальной манипуляции
Сегментация коммуникационного ландшафта
• Образование и «капсулирование» групп с однородным мировоззрением:
бездетные, феминистки, конспирологи, нацисты
• Замыкание в своей картине мира, часто нерелевантной и неадекватной,
лидерство горсумов и неадекватов
• Создание/усвоение своего замкнутого, зацикленного набора мифов и мемов,
полемических приёмов и аргументов
• Яростная оборона от чужих мнений и неудобной реальности – групповое
шельмование, блокирование чужаков, стайные набеги в чужие блоги
Социальная среда распадается на замкнутые капсулы, ментальные гетто, члены которых в принципе не общаются с другими капсулами и часто не знают о них
Семантические капсулы (эхо-камеры, гетто)
• Сотни замкнутых тем и темок: феминистки, чайлд-фри, веганы, орторексы,
атеисты, эмо-коммунисты, поцреоты, либерасты, …
• Замкнутость: информационный пузырь социальных сетей, положительная
обратная связь, зачистка ментального пространства энтузиастами
• Травля и фильтрация чужих: шельмование и забанивание за отличающиеся
мнения, бить толпой
• Фактическое отсутствие дискуссии: сводится к выкрикиванию боевого набора
шаблонов, крайнее сужение тематики и сознания
• Жаргон: выработка своего языка, чтобы узнавать своих и выявлять чужих, а также
вуалировать реальность (виктимблейминг, слатшейминг, бодипозитивность…)
• Повышение концентрации одних и тех же идей, ментальных шаблонов. Участники
«просаливаются», как огурцы в банке
• Сдвиг картины мира, отрыв от реальности
• Идеологические рейды: набеги толпой на чужие обсуждения
В семантической капсуле можно годами не видеть реальности.
– Ты кто по знаку Зодиака?
– Я веган!
– Нет же такого знака?
– Чувствую себя отлично!
– Да при чём здесь это!
– Вот видишь, ты злишься из-за мяса, потому что в нём энергия смерти!
Этические истерики и радикальные меньшинства
• Они уже здесь: экологические экстремисты, радикальные феминистки,
орторексы, зоозащитники, ЛГБТ, «антифашисты», «антирасисты», …
• Ложная дилемма: подсовывание неверного рейтинга ценностей. Проблемы
реальны, но их важность раздута, преувеличена и превращена в фетиш:
«ты не согласен, что экология важнее всего? Да ты негодяй и людоед!»
«ты не согласен, что у нас женщин подавляют? Ты цисгендерная мразь!»
• Расчеловечивание оппонентов и причинение неприятностей: основа влияния –
медийно-социальная пушка, которую можно направить на любого оппонента и
разрушить карьеру, репутацию, бизнес, отдать под суд.
• Западная франшиза: большинство радикальных меньшинств и этических
истерик попадают к нам параллельным переносом с Запада. Отсюда сразу
готовая система «ценностей» и рабские кальки с американского.
Этическая истерика – инструмент получения влияния за счёт сдвига приоритета «ценностей» и постоянного причинения социальных неприятностей оппонентам.
Грета Тунберг 2018-2019 – классический пример форсируемой этической истерики
• «Школьница» на подиуме. Психически нездоровая девочка на сцене. «Девочке» –
18 лет, между прочим.
• «Вы отняли у нас будущее». Девушка – дочь миллионеров, никогда не испытывала
нужды ни в чём. Какое будущее и как «отнято» – неясно.
• Школьные забастовки «за экологию». Предлагает школьникам не ходить в школу,
не учиться, школьники очень довольны. Никого эта нелепость не останавливает.
• Возгонка в «элиту». Поддержка всех мировых СМИ, всё более высокие трибуны,
большие расходы на разъезды по миру, встречи с президентами, премии и
рейтинги. Богатые пожилые белые мужчины занимаются раскруткой новой звезды
борьбы с доминированием богатых белых мужчин.
Уровень раскрутки намекает на большую задачу. Похоже, это какой-то новый виток Киотского протокола и триллионных квот на выбросы
Вы отняли у неё будущее. Как вам не стыдно!
Из Греты почти уже сделали мощную социальную пушку для обрушивания любых
политических фигур и институтов, а также для решения каких-то очень крупных
экономических задач.
Восхождение Греты в вожди Запада прервало только появление коронавируса. Не бывает худа без добра.
Само выступление Игоря Ашманова по данной презентации было вот тут:
Возможно будет интересно: интервью мое с Игорем.