В некоторой степени Зеленскому с ковидом подфартило. После парижского саммита «нормандской четверки» он понял, что президентская роль отнюдь не гарантирует аплодисментов заграничной публики. Скорее наоборот, будут регулярно унижать согласно с реальным местом Украины в мировой табели о рангах, только вежливо, не спеша и с улыбкой. Пандемия дала ему возможность перевести дух и большинство международных контактов в онлайн-режим. А работать на камеру Зеленскому все же привычнее, чем на страну или тем более на какой-то там народ.
«Когда я даю обещания, то это не пустые слова. Прекращение войны и возвращение украинских территорий ― вот мой главный приоритет. Это не романтические обещания. Конечно, это непросто. Но мы уже многого достигли. Вернули из плена 140 человек. Мы развели войска. Там больше нет стрельбы, почти никого не убивают. За исключением одной смерти, за семь недель не было никаких потерь. Все это видят, и Европа тоже. Иногда слышны выстрелы сепаратистов. Но мы на них не отвечаем, и это хорошо», ― скромно сообщил Владимир Александрович в интервью австрийской газете Wiener Zeitung.
Усиливается впечатление, что, кроме «выстрелов сепаратистов», президент Зеленский уже давно ничего вокруг себя не слышит. И не реагирует на любые рациональные доводы о тупиковом пути, на котором прочно стоит Украина. Гораздо приятнее разъезжать свадебным генералом по стране, раздавая бессмысленные интервью и поздравляя единомышленников с новым 5781 годом. Но и это все мелочи по сравнению с открывающейся раз в году возможностью заявить о себе в полный голос с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Для украинского национального лидера это всегда серьезный повод сделать селфи и запостить его в социальных сетях, сопроводив крутыми комментами.
К очередному саммиту Генассамблеи Украина подоспела с новыми внешнеполитическими успехами. В поисках «реального волеизъявления граждан» было пробито очередное дно на белорусском направлении. Заработал Люблинский треугольник, в рамках которого роль надсмотрщиков за Украиной в довесок к Польше осваивает еще и Литва. Но главное, удалось значительно упрочить вожделенный двухпартийный консенсус США в поддержку Киева. Теперь всё на мази (вазелине), и даже готовы кандидатуры новых украинских послов. В случае победы на грядущих президентских выборах демократов в Вашингтон отправят Виталия Шабунина, если же победит Трамп, украинское посольство возглавит Андрей Деркач.
Если этого кому-то мало, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба напомнил нам об еще одной головокружительной дипломатической победе. «Украина взяла штурмом один из последних укрепленных бастионов неправильного написания нашей столицы Kiev во Всемирной сети. Отныне Википедия пишет Kyiv, а не Kiev. Вода камень точит, а инициированная МИД кампания #KyivNotKiev точит мировое информационное пространство. И вот наконец Kyiv стал популярнее в авторитетных источниках, чем Kiev. Это отличный результат длительных усилий многих людей», ― написал он на личной страничке в фейсбуке.
В этой ситуации Зеленскому оставалось только избежать головокружения от успехов, чтобы на волне позитивных эмоций не сорваться на радостный хохот во время выступления в ООН. Были, правда, и другие сложности. В мире, где политики патологически не отвечают ни за свои слова, ни тем белее поступки, на цитаты уже никого не разбирают. Мельчает и вырождается лидерская порода. «Эпохальные» речи тонут в океане информационных помоев, даже не булькнув на прощание. И сказануть сегодня что-нибудь такое, дабы доверчивые слушатели враз прозрели или впали в интеллектуальный экстаз, уже не получится. А значит, признания и славы, подобной актерской, на президентском поприще Зеленскому не снискать. Тем не менее рутинные обязанности исполнять приходится, а теплую ванну лести с пенкой для укрепления ЧСВ обеспечит ближайшее окружение.
Упомянутое окружение, собственно, и отвечает за подготовку подобных участию в заседании Генассамблеи ООН внешнеполитических мероприятий. А самому украинскому президенту остается лишь рассуждать «не о конкретной дате проведения следующего саммита лидеров ‟нормандского формата”, а о принципиальной готовности его участников встретиться» и прочих ни к чему не обязывающих вещах. Так как поездка тяготящегося своей неблагодарной ролью украинского президента в Нью-Йорк заключалась в запиле двух видосов, на «визите» в этот раз удалось сэкономить немного бюджетных средств. На этом, собственно, позитивный эффект мероприятия для Украины можно считать исчерпанным.
Повестку видеосаммита диктовал его юбилейный характер ― 75-летие организации, прошедшее под лозунгом «Общее будущее общими силами». Какую же роль в современном мире играет достигшая столь почтенных лет ООН? Генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш объясняет нам, что миротворческую. «Понадобились две мировых войны и ужасы Холокоста, чтобы мировые лидеры смогли прийти к международному сотрудничеству и верховенству права. Это сотрудничество дало результат. Третью мировую войну, которую так многие боялись, удалось предотвратить. Это главное достижение, которым могут гордиться государства ― участники и которое должно быть сохранено», ― говорит он. И добавляет, что ООН продолжает бороться с основными мировыми проблемами, среди которых гендерное неравенство, климатические изменения, рост нищеты, распространение ненависти, геополитическая напряженность и ядерное оружие.
Нетрудно заметить, что современная Украина разве что ядерного оружия не имеет и промышленные выбросы искренне стремится свести к нулю. Тут Киеву можно с натяжкой ставить зачет. На всех остальных направлениях Украина активно препятствует решению мировых проблем. На ее территории нищета плодится, ненависть сеется, геополитическая напряженность всеми силами подогревается, подготовка к третьей мировой войне идет полным ходом. Мы забыли упомянуть о гендерном неравенстве? Так и вспоминать уже не о чем! В краю корабельных сосен на это вопиющее безобразие Верховной радой наложено суровое анал-табу.
То, что Украина прежде всего занята войной, на торжественном заседании 21 сентября лично подтвердил украинский президент. «Мир в XXI веке полон конфликтов, агрессии, диктатуры и нарушений прав человека. 75 лет назад основание ООН стало символом того, что человечество должно было усвоить трагический урок Второй мировой войны. Но оккупация Крыма и военная российская агрессия на Донбассе свидетельствуют о том, что этого урока не усвоили. Я хотел бы напомнить, что это не только война в Украине. Это война в Европе», ― подчеркнул Зеленский.
Но это были только цветочки. В ходе общих дебатов Генассамблеи двумя днями позже украинский лидер развил военную тему до уже привычных украинскому уху, можно даже сказать «турчиновских», высот. Чувствовалось, что речь рожали всем президентским офисом по методу коренных обитателей Простоквашино. Начало, судя по всему, доверили айтишникам, вложившим в уста Зеленского целый набор профессиональных метафор. Вероятно, описание международной ситуации при помощи «оригинальной» лексики времен юношеских шалостей Билла Гейтса (баны, вирусы, программное обеспечение) должно было подчеркнуть технологическую продвинутость украинской державы. В конце речи этот креативный намек был усилен «сенсационным» предложением Киева внести свой «весомый» вклад в решение глобальной продовольственной проблемы. Есть, наверно, у Зеленского в заначке ноу-хау по увеличению надоев подсолнечного масла в поголовье стартапов-единорогов.
Далее, видимо, авторучку дали профи из МИДа. И те в уже привычном режиме «кому должны, всем прощаем» накидали «алгоритм реинтеграции» ЛДНР путем «выведения незаконных вооруженных формирований и вооружений с оккупированных территорий, возвращения контроля над государственной границей и в конце концов восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ». В общем, «пока рана в центре Европы кровоточит, боль будет чувствовать весь мир», ― лукаво посетовал Зеленский, скромно не упоминая о том, что даже большинству населения его собственной страны уже давно плевать на то, что происходит в Донбассе.
Очевидно, той же конторой был сформулирован призыв «поддержать обновленную резолюцию ‟Ситуация с правами человека в Автономной республике Крым и городе Севастополе (Украина)”, которая будет вынесена на рассмотрение Генеральной Ассамблеи до конца этого года». Без сомнения, данная тематика близка киевским властям, под негласным руководством которых регулярно запугивают несогласных граждан, терроризируют судей, преследуют оппозицию. В Сомали, конечно, обстановка еще сложнее. Но там демократии нет. А в Украине столько свободы, что пора уже вместо воды в Крым поставлять. На американских бомбардировщиках.
Но самой жирной изюминкой выступления этого года стало, без сомнения, предложение Зеленского учредить в Киеве под эгидой ООН «международную штаб-квартиру противодействия пропаганде». Тут уже почувствовалась мозолистая рука голодных креаклов, недовольных текущим финансированием борьбы с Мордором. Стратегическая цель данной инициативы ясна. У реформаторов подрастают дети, множится количество семейных, гражданских и просто случайных связей. В этой связи создание дополнительных теплых рабочих мест для родных и близких деятелей киевской власти выглядит весьма уместным. Учитывая эти серьезные обстоятельства, международное сообщество не сможет отказать Зеленскому в просьбе сделать из украинской столицы глобальный хаб по перевалке самой кондовой антирусской пропаганды.
Насколько этот чудный в своей искренности проект отвечает интересам Украины? А зачем задавать глупые вопросы? Последние события вокруг белорусского «кейса» красноречиво демонстрируют, какие такие внешнеполитические «треки» находятся «на столе» у Зеленского и компании. Там ― объедки с польского и литовского столов, которые местные дипломаты в лучших галицких традициях считают изысканными деликатесами. Заданные майданом внешнеполитические стандарты настолько совершенны, что отклоняться от них Украине запрещено раз и навсегда. Разрешено только просить «четкую перспективу членства» в ЕС и НАТО, отчего никому ни холодно ни жарко.
В общем, итоги участия президента Украины в онлайн-заседании Генассамблеи ООН оказались банальны, как сценаристы блокбастера «Сваты». В комедийном жанре Зеленский, без сомнения, был локальной звездой первой величины. А во власти он продолжает руководствоваться логикой коммерсанта и воспринимает политическую деятельность как некий ритуал, выступающий лишь прикрытием для предпринимательской активности. Поэтому он не сильно обеспокоен тем, что в международном сообществе Украина и он сам добровольно выбирают роль статистов из политической массовки. На своей должности он принимает непосредственное участие в решении масштабных, по украинским меркам, материальных вопросов. А всё остальное в этой мизансцене для него вторично.