На протяжении нескольких последних месяцев зарубежные страны постоянно передают Украине различную продукцию военного назначения, в т.ч. вооружения и технику. Предполагалось, что такое содействие поможет киевскому режиму успешно противостоять российской армии, но такие прогнозы не оправдались. Причины этого достаточно просты и связаны с особенностями поставок, обусловленными специфической политикой иностранных государств.
Поставки из наличия
По понятным причинам, почти все иностранные поставки в последние месяцы осуществлялись из наличия армий. Необходимые вооружения и техника берутся из строевых частей или с баз хранения и после некоторой подготовки отправляются на Украину. Исключения крайне редки и пока касаются только наиболее простых и дешевых систем.Нетрудно заметить, что большинство иностранных стран ради помощи Украине не спешат разукомплектовывать свои строевые части. Желаемые изделия для отгрузки зачастую берут с хранения, куда они были переданы ранее. Вполне естественно, что изделия на таких площадках не отличаются новизной, высокими характеристиками и приемлемым техническим состоянием.
Впрочем, для помощи иностранному «союзнику» сойдет и такая материальная часть. При этом армия решает политические вопросы и демонстрирует свою приверженность пресловутым идеалам демократии и лояльность «мировым лидерам», а также высвобождает место для современной техники и оружия. При этом утилизация ненужных объектов осуществляется чужими силами. Тот факт, что морально и физически устаревшие изделия не принесут Украине пользы, фактически игнорируется.За последние месяцы можно было неоднократно наблюдать, как именно осуществляется подобная «помощь». Так, уже в конце февраля и начале марта целый ряд европейских государств отгрузил Украине массу пехотных вооружений и боеприпасов. В этих поставках присутствовали автоматы Калашникова старых моделей, винтовки FAL, а также противотанковые гранатометы нескольких типов, часть которых давно устарела морально и физически.В дальнейшем начались поставки иных изделий, вплоть до бронетехники, однако имеющиеся тенденции сохранились. Так, несколько стран предоставили украинским формированиям бронетранспортеры M113 и их модификации, разные варианты БМП-1 и аналогичные машины, а также иную старую бронетехнику. Поставлялись артиллерийские орудия и реактивные системы советского и иностранного образца, отличающиеся большим возрастом.
Что нам негоже
Кроме того, составляются планы по передаче других устаревших образцов. Так, недавно Германия подтвердила скорую отгрузку зенитных самоходок Gepard, давно снятых с вооружения. На днях Франция анонсировала поставку бронетранспортеров VAB, производство которых завершилось еще в конце восьмидесятых. В недавнем прошлом обсуждалась возможность передачи Украине танков Leopard 1 и другой техники, давно не соответствующей актуальным требованиям.Впрочем, в порядке помощи и по коммерческим контрактам передаются и современные образцы вооружения и техники. Некоторые из них можно даже отнести к передовым представителям своего класса. Однако и в этом случае имеют место специфические факторы и проблемы, ограничивающие пользу поставок.В первую очередь, проявляется проблема количества: страны-поставщики не могут передать большое число современных изделий. Их приходится брать из собственных частей, что приводит к сокращению боеспособности и росту рисков для собственной безопасности. При этом имеются примеры того, к чему приводит излишний энтузиазм в поставках. Так, несколько стран уже говорят об отсутствии «свободного» вооружения. С подобными проблемами столкнулись даже богатые США.
Современная альтернатива
Выходом из такой ситуации может быть производство новых изделий специально для оказания военно-технической помощи. К примеру, ранее в США, учитывая украинские потребности, разработали новый барражирующий боеприпас. Германия, в свою очередь, запускает производство ЗРК специально для украинской армии.В случае с современными изделиями также возникает проблема секретности и сохранения технологий. Российская армия успешно уничтожает и берет трофеями украинскую матчасть, в т.ч. иностранного производства. Третьи страны опасаются, что Россия таким способом может получить доступ к их самым современным разработкам, которые следует хранить в тайне. По этой причине Киеву уже отказали в поставке новейших БПЛА и ряда других образцов.
В разных масштабах
Тем не менее, поставки продолжаются, хотя и имеют разный масштаб. Так, несколько стран выделили десятки тысяч РПГ и ПТРК, а также боеприпасы для них, включая разрекламированные изделия Javelin. Передаются сотни или тысячи беспилотников разных типов, в т.ч. барражирующие боеприпасы. Большое значение имеют поставки современных радиолокационных средств, систем связи и т.д. Также необходимо отметить 120 британских броневиков нескольких типов.Поставки иных изделий, представляющих особый интерес для получателя, не отличаются большими объемами. К примеру, Киев радовался передаче гаубиц M777, но было получено чуть более сотни таких орудий. Несколько месяцев обсуждались поставки немецких САУ PzH 2000, и по итогам этих процессов выделили всего 12 машин. В тех же или меньших количествах на Украину поступили французские гаубицы CAESAR. В небольшом количестве передаются РСЗО M270 / MARS2 и M142 американского производства. При этом системы залпового огня не снабжаются наиболее дальнобойными ракетами.
Любопытно, что поставка части современных зарубежных образцов остается под вопросом или вообще исключается по объективным причинам. Так, еще в апреле Канада пообещала прислать свои БТР LAV III, но до сих пор не сделала этого. Продолжается обсуждение возможности передачи немецких танков Leopard 2 в современных версиях. Отдельного упоминания достойны сомнительные планы по восстановлению украинской боевой авиации при помощи истребителей F-16 или иной заграничной техники.Вместе с военно-технической помощью от зарубежных стран Украина получает ряд характерных проблем. Так, широкая номенклатура поставок приводит к разунификации, которая усложняет освоение, эксплуатацию и снабжение. Кроме того, объемы поставок не соответствуют актуальной обстановке, а большую часть помощи составляют устаревшие изделия, имеющие минимальную боевую ценность.При всем этом, некоторые проблемы украинская армия создает самостоятельно. Качество подготовки личного состава оставляет желать лучшего и постоянно ухудшается. Бойцы не могут нормально осваивать поступающие образцы и полноценно их использовать. Из-за этого не удается реализовать потенциал полученных изделий, а кроме того, возникают дополнительные риски.
Негативные факторы
В результате украинские части и подразделения несут потери в материальной части. Отступая, они бросают оружие и технику, причем не только выведенные из строя, но и пригодные к эксплуатации. Кроме того, значительная часть изделий попросту уничтожается огнем наступающих армий России и Донбасса. Союзные силы имеют, демонстрируют и подтверждают все возможности для своевременного обнаружения и поражения вражеских объектов. Демилитаризация всеми доступными огневыми средствами продолжается и дает новые результаты.На протяжении нескольких последних месяцев зарубежные страны передают Украине вооружение, технику и иную продукцию военного назначения. Однако такая помощь не дает желаемого эффекта и почти не мешает российской армии продвигаться вперед. Причины этого кроются как в полном превосходстве наших вооруженных сил, так и в специфике иностранных поставок для украинской армии.Зарубежные государства стремятся помочь Украине и помешать России, но при этом намерены решать дополнительные задачи политического и иного характера. Они занимают нужную политическую позицию, однако ищут возможности сэкономить на поставках, не ухудшить состояние собственных армий и найти повод для перевооружения и освоения военных бюджетов. Все это исключает возможность более масштабной и полезной помощи киевскому режиму.Первые признаки такой ситуации можно было заметить уже в первые недели российской Спецоперации, когда начались зарубежные поставки на Украину. В последующие месяцы ситуация развивалась, но ключевые ее особенности оставались прежними. И можно ожидать, что в обозримом будущем принципиальных изменений не произойдет. Зарубежные страны продолжат поддерживать киевский режим, но реальные шаги в этом направлении будут скромными и неэффективными.