В 2014 году, спустя месяц после референдума в Крыму, президент Владимир Путин выразил надежду, что присоединение полуострова попадет в единый учебник истории. Прошло три года, и события последних лет, в том числе присоединение Крыма, стали попадать в школьную программу. Дождь изучил, как авторы одобренных Минобрнауки издательств описывают этот период российской истории.
Евромайдан
В учебнике для 10 класса под редакцией Волобуева, Карпачева и Романова причинами Евромайдана авторы называют коррупцию, «авторитарные замашки» президента Януковича и нежелание считаться с местными элитами на фоне низкого уровня жизни населения. Виктор Янукович, «который все время лавировал между Западом и Россией», не подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом, так как оно «ущемляло экономические интересы Украины», пишут авторы курса.
В учебнике Загладина для 11 класса причиной отказа Януковича от евроинтеграции также называют «неприемлемость некоторых экономических условий соглашения, которые могли нанести значительный ущерб развитию страны». Журавлев и Соколов в своем учебнике называют эти условия «кабальными для украинской экономики».
«Прозападная и националистически настроенная оппозиция пользовалась широкой поддержкой, в том числе финансовой, Евросоюза и США», — пишет Загладин. Протестующие добились своего, потому что власти «из-за своей слабости делали уступку за уступкой», объясняют события зимы 2013-2014 годов Волобуев, Карпачев и Романов.
«Поплывший Крымский полуостров»
Присоединение Крыма в 2014 году упоминается не во всех учебниках, которые охватывают этот период. Например, авторы курса для 9 класса пишут лишь о том, что «в 2013-2015 годы экономическое положение России начало ухудшаться». «Это было связано с постепенным снижением цен на энергоносители на мировом рынке, введением в 2014 г. странами Запада ограничений (санкций) на торгово-экономические отношения с Россией». В связи с чем были введены санкции, авторы не уточняют.
В учебниках для 10 класса присоединение Крыма уже упоминается. Присоединение стало ответом на «антиконституционный переворот» в Киеве, утверждают авторы одного из них. Российские военные приняли участие в событиях на полуострове, но они «ни во что не вмешивались», а Россия лишь «взяла на себя сохранение мира на полуострове»:
«Когда возникла опасность грозящих кровопролитием столкновений между сторонниками полноценный крымской автономии и сторонниками Майдана, Россия приняла решение временно взять на себя сохранение мира на преимущественно русскоязычном полуострове. В этой обстановке у здания парламента, в аэропорту и на некоторых других объектах появилась охрана, состоявшая из российских военнослужащих. Они ни во что не вмешивались и тесно сотрудничали с крымской милицией. Благодаря этому возможное кровопролитие было предотвращено».
«На революционной волне выплеснулся „поплывший“ в другом направлении Крымский полуостров», — заключают авторы. «Крым, чья территория без всяких оснований была передана в 1954 г. Н.С. Хрущевым Украине, вернулся в состав РФ», — описывает в своем учебнике референдум Загладин.
В учебнике Журавлева и Соколова говорится, что события на юго-востоке Украины «наглядно продемонстрировали, что ожидало бы Крым, если бы не поддержка России». Авторы описывая введенные против России санкции, пишут, что «добиться ее изоляции, несмотря на все усилия, им не удастся».
В конце параграфа авторы предлагают вопросы для самостоятельной работы: «Каковы последствия вмешательства западных стран во внутренние дела Украины?» и «В чем заключается историческая справедливость воссоединения Крыма с Россией?».
«Карательная операция» в ДНР и ЛНР
«Не идущая на диалог с населением юго-востока киевская власть стала проводить репрессивную политику. Многие россияне начали добровольно оказывать помощь повстанцам, которые в борьбе за признание опирались на сочувствие российского общества», — говорится в учебнике Волобуева, Карпачева и Романова для 10 класса. Авторы пишут, что президент Порошенко и Рада прибегли к «развертыванию карательной операции с применением артиллерии, минометов и авиации». «Вместо налаживания диалога с повстанцами киевские власти стали предъявлять им ультиматум и обвинять Россию в агрессии», — заключают они.
Загладин в учебнике для 11 класса пишет, что Киев проводит АТО «с применением против мирного населения тяжелого вооружения и даже запрещенных международными конвенциями средств поражения». Россия в этом конфликте «пытается уменьшить последствия гуманитарной катастрофы в Донбассе, направляя туда гуманитарную помощь и принимая на своей территории людей, бегущих от войны», — описывает ситуацию Загладин.
В учебнике Журавлева и Соколова авторы пишут, что после Евромайдана большинство жителей проголосовали на референдуме за самоопределение, но «киевские власти объявили жителей Донбасса террористами, заявив о начале против них „антитеррористической операции“», которая «быстро приобрело карательный характер с уничтожением жилых кварталов». В масштабных боевых действиях со стороны Украины учавствовали армейские подразделения, артиллерия и военная авиация, а им «противостояли отряды местного ополчения», говорится в учебнике.
США и НАТО
США после окончания «холодной войны» стали «центром и гегемоном мировой политики», пишут Пономарев, Рогожкин и Волобуев в учебнике для 11 класса. НАТО, как «один из важнейших рычагов управления США в мире <…> из оборонительного союза с четко очерченной зоной ответственности быстро превратилось благодаря политике руководства США в претендента на мировое военное господство», — пишут они.
Из-за того, что у России в 90-е годы не было ресурсов, чтобы противостоять влиянию США, они «получили возможность диктовать миру свои условия, не считаясь с нормами права». Сейчас Россия остается «единственной державой, обладающей потенциалом для уничтожения США», напоминают авторы.
«Американские политики стремились навязать всему миру некие универсальные, по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечали историческим, экономическим и политическим особенностям различных стран и народов», — пишет в учебнике для 11 класса Загладин. Из-за поднявшейся волны антиамериканизма в мире выросло количество террористических актов, утверждает он.
Сирия
«США и их союзники отказывались признавать законность правительства Б. Асада в Сирии, обладающего армией, способной вести наземные операции против ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Соответственно эффективность противодействия террористам снижалась», — пишут в своем учебнике Загладин и Петров. Они также утверждают, что финансирование ИГИЛ шло из стран НАТО, где «многие компании, особенно Турции, охотно покупали по низким ценам нефть, которую добывали на территории, захваченной исламскими радикалами».
«Положение изменилось лишь в 2015 г., когда в Сирию по просьбе ее законного правительства были переброшены силы воздушно-космических войск России, уничтоживших основные базы и укрепления боевиков. Это позволило армии правительства Сирии перейти в наступление на террористов», — заканчивают авторы главу, посвященную Сирии.