О разработке гиперзвуковых ракет
Трудный путь к гиперзвуку
все активней говорят в России, Китае и, конечно, на Западе. До недавнего времени именно США видели лидером в этой сфере, несмотря на ряд воодушевляющих заявлений российских официальных лиц. Между тем новая неудача ставит этот тезис под сомнение. Тем более что речь идет о едва ли не важнейшем из проектов, который должен дать американским ВВС новые тактические и стратегические возможности. Ракетный комплекс Air-Launched Rapid Response Weapon (AGM-183A) впервые показали публике в 2019. Тогда на фото продемонстрировали массогабаритный макет ракеты на внешней подвеске стратегического бомбардировщика Boeing B-52H. Снимки сделали во время первого испытательного полета, который признали успешным (что, конечно, сложно было оценивать в качестве успешного теста самого комплекса, так как запусков не проводили).

Сначала проект уверенно двигался вперед: вскоре появилось много новых данных о ракете и даже ее предполагаемые характеристики. Известно, что AGM-183A является твердотопливной аэробаллистической ракетой, оснащенной боевой частью, роль которой выполняет отделяемый гиперзвуковой блок.Военно-воздушные силы США надеялись провести три успешных испытания AGM-183 в этом году, чтобы принять комплекс на вооружение уже в 2022. Этого, очевидно, уже ждать не стоит. Первые летные испытания нового оружия прошли 5 апреля 2021 года над мысом Пойнт-Мугу на побережье Калифорнии. Тогда B-52 не смог запустить ракету, и бомбардировщик вернулся на авиабазу «Эдвардс». Второе летное испытание перспективной ракеты провели 28 июля 2021 года. Ракета отделилась от самолета-носителя и «успешно продемонстрировала полную последовательность запуска, включая включение приемника GPS, отключение шлангокабеля и передачу электропитания от самолета к ракете». При этом активации ракетного двигателя не произошло. Новые тесты провели 15 декабря. Как и в первом случае, бомбардировщик B-52 успешно поднялся в небо, неся новую ракету, однако запуск ракеты не удался «из-за неизвестной проблемы». Причины пока не установлены. Предварительная – неисправность механизма инициации старта ракеты.

«Последовательность запуска была прервана перед выпуском из-за неизвестной проблемы. Ракета вернется на завод, и немедленно начнется анализ телеметрии и бортовых данных. Программа будет стремиться возобновить летные испытания как можно скорее»,
– заявил бригадный генерал ВВС США Хит Коллинз.Очевидно, третья неудача не прибавит оптимизма ВВС США, хотя вторые тесты они сдержанно признали частично-успешными. Пожалуй, красноречивее всего о ситуации свидетельствует заявление нового министра военно-воздушных сил США Фрэнка Кендалла.

«Я не доволен темпами»,
– сказал он, выступая на сентябрьской конференции Air, Space & Cyber Association Air Force Association.Что же хотят получить ВВС США? AGM-183A стал одним из самых противоречивых американских военных проектов последних лет, если говорить о представленной информации. Известно, что отделяемый гиперзвуковой Tactical Boost Glide («Тактический планирующий крылатый боевой блок») уже некоторое время создают под эгидой оборонного агентства DARPA.
C миру по нитке

Ракета весьма крупная: ее носителями будут выступать, прежде всего, стратегические бомбардировщики В-52Н и В-1В. В перспективе, возможно, ракету получит и новый самолет B-21 Raider, концептуально близкий к B-2. В-52Н сможет нести четыре ракеты ARRW на внешней подвеске – по две на каждом держателе. Первые аэродинамические испытания боевого блока Tactical Boost Glide якобы провели в 2019. Сообщалось, что ARRW может развивать скорость М=20, что, само собой, встретило скептические настроения экспертов. В прошлом году генерал-майор ВВС США Эндрю Дж. Гебара в интервью журналу Air Force Magazine озвучил более правдоподобные оценки. Согласно заявлению, скорость боевого оснащения находится между М=6,5 и М=8, что, несомненно, тоже будет большим шагом вперед в сравнении с существующими ракетами. Напомним, что одна из самых совершенных американских крылатых ракет класса «воздух-поверхность» – AGM-158 JASSM – дозвуковая. Впрочем, относительно небольшие габариты позволяют самолету B-1B в теории нести 24 такие ракеты. Кроме того, в качестве носителей можно применять многоцелевые истребители, такие как F-15E Strike Eagle.

Американцы создают и другой гиперзвуковой комплекс воздушного базирования. В сентябре ведомство DARPA сообщило об успешном испытании ракеты Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC), которую смогут применять как стратегические бомбардировщики, так и самолеты тактической авиации. От разработки гиперзвуковой ракеты воздушного базирования Hypersonic Conventional Strike Weapon американцы, насколько можно судить, отказались.

В обозримом будущем новое гиперзвуковое оружие должны будут получить не только ВВС США, но также флот и сухопутные силы. Причем эти комплексы будут в значительной мере унифицированы, а первым штатным морским носителем ракеты для ВМС может стать многострадальный эсминец Zumwalt. На Западе американские разработки в сфере гиперзвукового оружия обсуждают столь же активно, как и в самой России. Добавляя, впрочем, что Штаты соревнуются не только с РФ, но и с Китаем. О российских разработках судить сложней в силу пресловутой секретности. Тот же корабельный «Циркон» мы де-факто так и не увидели вблизи, хотя сами запуски военное ведомство охотно выкладывало в Сеть, отмечая их успехи. Последний такой пуск показали в декабре. Тогда фрегат «Адмирал Горшков» поразил гиперзвуковой ракетой мишень, расположенную на полигоне Чижа. О подписании первого контракта на поставки ракет стало известно в августе. Начало серийных поставок запланировали на следующий год.
Отставание от России?

Логично, впрочем, что американскую AGM-183A нужно сравнивать (если сравнение здесь вообще уместно) не с «Цирконом», а с комплексом воздушного базирования. И речь не идет про аэробаллистический «Кинжал». Более примечательным выглядит другой проект. Напомним, в августе сообщалось про разработку некоей перспективной гиперзвуковой ракеты большой дальности Х-95, которую смогут применять Ту-22М3М, Ту-160М, а также ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока что в открытом доступе нет почти никаких данных об изделии и его возможностях. Как, впрочем, и конкретных сроков принятия ракеты на вооружение. Таким образом, за неимением более или менее достоверных данных нельзя однозначно говорить о лидере в «гиперзвуковой гонке». На практике им может оказаться каждая из сторон, включая Китай, традиционно скрывающий свои самые главные разработки за занавесом секретности.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно