О разработке гиперзвуковых ракет
Трудный путь к гиперзвуку
все активней говорят в России, Китае и, конечно, на Западе. До недавнего времени именно США видели лидером в этой сфере, несмотря на ряд воодушевляющих заявлений российских официальных лиц. Между тем новая неудача ставит этот тезис под сомнение. Тем более что речь идет о едва ли не важнейшем из проектов, который должен дать американским ВВС новые тактические и стратегические возможности. Ракетный комплекс Air-Launched Rapid Response Weapon (AGM-183A) впервые показали публике в 2019. Тогда на фото продемонстрировали массогабаритный макет ракеты на внешней подвеске стратегического бомбардировщика Boeing B-52H. Снимки сделали во время первого испытательного полета, который признали успешным (что, конечно, сложно было оценивать в качестве успешного теста самого комплекса, так как запусков не проводили).
Сначала проект уверенно двигался вперед: вскоре появилось много новых данных о ракете и даже ее предполагаемые характеристики. Известно, что AGM-183A является твердотопливной аэробаллистической ракетой, оснащенной боевой частью, роль которой выполняет отделяемый гиперзвуковой блок.Военно-воздушные силы США надеялись провести три успешных испытания AGM-183 в этом году, чтобы принять комплекс на вооружение уже в 2022. Этого, очевидно, уже ждать не стоит. Первые летные испытания нового оружия прошли 5 апреля 2021 года над мысом Пойнт-Мугу на побережье Калифорнии. Тогда B-52 не смог запустить ракету, и бомбардировщик вернулся на авиабазу «Эдвардс». Второе летное испытание перспективной ракеты провели 28 июля 2021 года. Ракета отделилась от самолета-носителя и «успешно продемонстрировала полную последовательность запуска, включая включение приемника GPS, отключение шлангокабеля и передачу электропитания от самолета к ракете». При этом активации ракетного двигателя не произошло. Новые тесты провели 15 декабря. Как и в первом случае, бомбардировщик B-52 успешно поднялся в небо, неся новую ракету, однако запуск ракеты не удался «из-за неизвестной проблемы». Причины пока не установлены. Предварительная – неисправность механизма инициации старта ракеты.
«Последовательность запуска была прервана перед выпуском из-за неизвестной проблемы. Ракета вернется на завод, и немедленно начнется анализ телеметрии и бортовых данных. Программа будет стремиться возобновить летные испытания как можно скорее»,
– заявил бригадный генерал ВВС США Хит Коллинз.Очевидно, третья неудача не прибавит оптимизма ВВС США, хотя вторые тесты они сдержанно признали частично-успешными. Пожалуй, красноречивее всего о ситуации свидетельствует заявление нового министра военно-воздушных сил США Фрэнка Кендалла.
«Я не доволен темпами»,
– сказал он, выступая на сентябрьской конференции Air, Space & Cyber Association Air Force Association.Что же хотят получить ВВС США? AGM-183A стал одним из самых противоречивых американских военных проектов последних лет, если говорить о представленной информации. Известно, что отделяемый гиперзвуковой Tactical Boost Glide («Тактический планирующий крылатый боевой блок») уже некоторое время создают под эгидой оборонного агентства DARPA.
C миру по нитке
Ракета весьма крупная: ее носителями будут выступать, прежде всего, стратегические бомбардировщики В-52Н и В-1В. В перспективе, возможно, ракету получит и новый самолет B-21 Raider, концептуально близкий к B-2. В-52Н сможет нести четыре ракеты ARRW на внешней подвеске – по две на каждом держателе. Первые аэродинамические испытания боевого блока Tactical Boost Glide якобы провели в 2019. Сообщалось, что ARRW может развивать скорость М=20, что, само собой, встретило скептические настроения экспертов. В прошлом году генерал-майор ВВС США Эндрю Дж. Гебара в интервью журналу Air Force Magazine озвучил более правдоподобные оценки. Согласно заявлению, скорость боевого оснащения находится между М=6,5 и М=8, что, несомненно, тоже будет большим шагом вперед в сравнении с существующими ракетами. Напомним, что одна из самых совершенных американских крылатых ракет класса «воздух-поверхность» – AGM-158 JASSM – дозвуковая. Впрочем, относительно небольшие габариты позволяют самолету B-1B в теории нести 24 такие ракеты. Кроме того, в качестве носителей можно применять многоцелевые истребители, такие как F-15E Strike Eagle.
Американцы создают и другой гиперзвуковой комплекс воздушного базирования. В сентябре ведомство DARPA сообщило об успешном испытании ракеты Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC), которую смогут применять как стратегические бомбардировщики, так и самолеты тактической авиации. От разработки гиперзвуковой ракеты воздушного базирования Hypersonic Conventional Strike Weapon американцы, насколько можно судить, отказались.
В обозримом будущем новое гиперзвуковое оружие должны будут получить не только ВВС США, но также флот и сухопутные силы. Причем эти комплексы будут в значительной мере унифицированы, а первым штатным морским носителем ракеты для ВМС может стать многострадальный эсминец Zumwalt. На Западе американские разработки в сфере гиперзвукового оружия обсуждают столь же активно, как и в самой России. Добавляя, впрочем, что Штаты соревнуются не только с РФ, но и с Китаем. О российских разработках судить сложней в силу пресловутой секретности. Тот же корабельный «Циркон» мы де-факто так и не увидели вблизи, хотя сами запуски военное ведомство охотно выкладывало в Сеть, отмечая их успехи. Последний такой пуск показали в декабре. Тогда фрегат «Адмирал Горшков» поразил гиперзвуковой ракетой мишень, расположенную на полигоне Чижа. О подписании первого контракта на поставки ракет стало известно в августе. Начало серийных поставок запланировали на следующий год.
Отставание от России?
Логично, впрочем, что американскую AGM-183A нужно сравнивать (если сравнение здесь вообще уместно) не с «Цирконом», а с комплексом воздушного базирования. И речь не идет про аэробаллистический «Кинжал». Более примечательным выглядит другой проект. Напомним, в августе сообщалось про разработку некоей перспективной гиперзвуковой ракеты большой дальности Х-95, которую смогут применять Ту-22М3М, Ту-160М, а также ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока что в открытом доступе нет почти никаких данных об изделии и его возможностях. Как, впрочем, и конкретных сроков принятия ракеты на вооружение. Таким образом, за неимением более или менее достоверных данных нельзя однозначно говорить о лидере в «гиперзвуковой гонке». На практике им может оказаться каждая из сторон, включая Китай, традиционно скрывающий свои самые главные разработки за занавесом секретности.