Ни для кого не секрет, что Россия выступает за ооноцентричный мир. За мир, где действует международное право и где ООН как глобальная организация является не только форумом для решения ряда вопросов, но и эффективной структурой, поддерживающей международный порядок. Где Генсек организации не будет говорить, что «поддержание мира не является нашим вопросом», ооновские структуры типа МАГАТЭ не будут отличаться слепоглухонемотой (и хотя бы смогут сказать, с какой стороны в Запорожскую АЭС летят снаряды), где их действия не будут находиться под контролем одной страны. В данном случае страны, на территории которой находится штаб-квартира организации. Страны, недовольства и санкций которой они боятся куда сильнее, чем невыполнения своего долга.
И сейчас Москва предлагает спасти ООН. Министр иностранных дел России Сергей Лавров поддержал идею переноса штаб-квартиры ООН из Нью-Йорка в другое место, а директор департамента международных организаций министерства Пётр Ильичёв заявил, что таким местом могла бы быть Вена или Женева.
По первому пункту вопросов нет: Соединённые Штаты не могут больше играть свою роль страны — хозяйки штаб-квартиры Организации Объединённых Наций. Когда в 1950-е годы местом для этой штаб-квартиры был выбран Нью-Йорк, американцам была оказана большая честь. Честь, которая вместе с собой несла и колоссальные возможности по контролю за работой организации. Все её сотрудники — это живые люди, которым надо где-то жить, где-то питаться, где-то и с кем-то развлекаться. Соответственно, американские спецслужбы могли шпионить за сотрудниками, проводить с ними доверительные беседы, контролировать. Ну и угрожать различными проблемами, которые привели бы к депортации чиновника из страны — а значит, и потере столь высокооплачиваемого рабочего места.
И для того, чтобы эти возможности реализовывать, от американцев требовалось немногое — лишь выполнять взятые на себя несложные обязательства. В частности, не препятствовать работе организации и не мешать представителям стран-членов принимать участие в её работе. Проще говоря, беспрепятственно выдавать им визы. Хотя бы те, которые дают возможность персоне присутствовать лишь на определённых американских территориях (в зоне между аэропортом Нью-Йорка и штаб-квартирой организации).
Однако Соединённые Штаты данное обязательство постоянно нарушали. Регулярно либо отказывали в выдаче виз, либо максимально задерживали их выдачу вплоть до последнего дня. Так было, в частности, с российской делегацией во главе с министром Лавровым (который, между прочим, является сейчас представителем страны — председателя Совбеза ООН). Дипломатам с большим скрипом и скандалами визы выдали, а вот группе журналистов, которые должны были отправиться из Москвы в Нью-Йорк для освещения работы Совбеза, документы не дали. Они до последнего находились в аэропорту, до последнего в консульстве США говорили фразы из серии «мы над этим работаем» — и в итоге дали лишь после того, как их самолёт улетел. «Российские государственные СМИ — это органы пропаганды. Мы считаем важным отстаивать свободу прессы, независимость прессы, которая должна свободно делать свою работу», — объяснил американский подход пресс-секретарь Белого дома Джон Кирби.
Такой подход абсолютно неприемлем, и у России появляется возможность аргументированно объяснить, почему штаб-квартира ООН должна быть перенесена в другое место. Не потому, что Россия так хочет, а потому, что США препятствуют работе организации и больше не могут исполнять роль страны-хозяйки.
А вот когда российские чиновники называют альтернативными локациями Вену или Женеву, то хочется сказать, что для альтернативной локации они выбрали совершенно неправильную часть света.
Дело в том, что сами ооновцы переезжать не особо хотят. Их устраивает Нью-Йорк (где они могут тратить деньги) и американский контроль (сотрудники организации всё равно в массе своей не борются за мир и справедливость, поэтому с ФБР у них давно дружба и полное взаимопонимание). Однако их может обязать переехать Генеральная Ассамблея — если там наберётся достаточно голосов за перенос штаб-квартиры.
Учитывая, что западные страны за этот перенос голосовать не будут, Москва должна заручиться поддержкой государств глобального Юга — тех самых, которые как минимум сочувствуют её действиям на территориях бывшей Украины.
Тех самых, которым можно презентовать идею переноса штаб-квартиры ООН как очередной шаг в рамках стратегии борьбы с новым западным колониализмом. Тех самых, чьи граждане точно так же подвергаются (или в перспективе могут подвергаться) визовой дискриминации со стороны Соединённых Штатов Америки. Наконец, тех самых, которые искренне (как и Россия) заинтересованы в выстраивании ооноцентричного мира и хотят, чтобы сотрудники ООН занимались не прожиганием своей зарплаты в Нью-Йорке, а реальной работой в целях мирового развития и укрепления глобальной безопасности.
И для того, чтобы заручиться их поддержкой, Россия не должна выбирать Вену или Женеву в качестве альтернативы Нью-Йорку — нет, новая штаб-квартира должна находиться в одной из стран глобального Юга. В Азии, Африке или Латинской Америке.
Понятно, что выбор конкретной страны должен быть сделан крайне тщательно. Это должно быть стабильное государство, без риска внутренних переворотов (из-за чего отпадает ряд африканских стран). Это государство не должно иметь серьёзных проблем с соседями, а в идеале быть нейтральным (что делает невозможным размещение штаб-квартиры в ряде азиатских держав). Однако если Москве удастся найти приемлемого кандидата, если удастся убедить другие страны за этого кандидата проголосовать, то перенос штаб-квартиры ООН будет самой эффективной российской контрсанкцией против США с самого начала российско-американского конфликта.
Так что надо постараться.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас