За десять дней до уже неизбежной инаугурации президента Джозефа Байдена мир облетела новость – Дональд Трамп может быть досрочно отстранён от власти. В таком случае полномочия президента будут переданы вице-президенту Майку Пенсу.
Совсем недавно такое вполне могло бы стать сенсацией. Сегодня от американцев можно ждать что угодно. Тот факт, что самодеятельный майдан не удался, по сути, мало что меняет – раскол в стране имеет место быть, а у разочарованных в штурме Капитолия республиканцев впереди ещё очень много разочарований.
Воцарение Джозефа Байдена (даже при солидной поддержке законодателей), если и сделает Америку такой, как при Обаме, то, скорее всего, ненадолго. И дело тут не в Трампе и даже не в пандемии, хотя всю возню с ней и Байдену придётся сворачивать.
Впрочем, почему обязательно Байдену? За спиной у него вполне себе обамовская дамочка Камала Харрис, которую совсем несложно будет выдвинуть на первый пост в стране. Но это, разумеется, на случай, если очень-очень старый Джо не потянет.
Но для начала неплохо бы обкатать технологию пресловутой 25-й поправки на Трампе и Пенсе. Тем более что со времён прошлых воцарений вице-президентов (демократа Линдона Джонсона и республиканца Джеральда Форда) прошли уже десятилетия.
И мир изменился, причём по части информации – преобразился в корне. И 25-я поправка тогда не требовалась. Всё было проделано чинно и неспешно. Сейчас на повестке дня тот самый случай с идеей, которая овладев массами, становится материальной силой (по Марксу).
Промежуточный Пенс
Вспомним – четыре года назад у республиканской партии были настолько серьёзные проблемы, что ей просто пришлось признать лидером внесистемного Дональда Трампа. Но и его основательно прогнули, чтобы он не напичкал вашингтонскую администрацию своими подчинёнными по бизнесу.
Пришлось ограничиться роднёй и сотрудниками предвыборного штаба. Не случайно, у новых подчинённых Трампа-президента за четыре года его правления случилось столько отставок, сколько мало у кого из хозяев Белого дома.
И этого ему не простили. Майкл Пенс был одним из немногих, кто удержался при Трампе весь срок его правления. И считалось, что президент доверяет своему «вице» абсолютно. По всей видимости, напрасно.
Майкл Пенс, которому сейчас всего 61 год, – тоже не совсем системный политик, хотя служил и конгрессменом, и губернатором штата Индиана. Однако сын участника войны в Корее (хозяина небольшой сети бензоколонок, немца по происхождению) и ирландки-католички в политике оказался чуть ли не случайно.
Получив диплом искусствоведа, он только ради заработка решил стать юристом и к 27 годам окончил школу права при университете Индианы. В те же 80-е годы Пенс определился с политическими и религиозными предпочтениями – стал убеждённым демократом и евангелистом, к немалому ужасу матери.
Майкл Пенс голосовал за Джимми Картера и преклонялся перед Джоном Кеннеди и Мартином Лютером Кингом. Однако, работая адвокатом, всего за пару лет перековался в республиканца и именно от партии «слонов» в 1988 году баллотировался в Конгресс.
Республиканский выбор
Майкл Пенс проиграл демократу Филиппу Шарпу, которому потом проигрывал ещё. И в палату представителей Конгресса сумел пробиться только в 2000 году. 41 год – для начала большой политической карьеры не поздно и не рано.
Уже в 2006 году Майкл Пенс претендовал на лидерство в республиканской партии, но это было время Бушей – старшего и младшего. После 8-летней демократической паузы с Обамой-президентом опытный конгрессмен, который успел стать хозяином проблемной Индианы, не устоял перед предложением миллиардера Трампа стать его «вторым номером».
Пенс даже не пошёл на второй срок в Индиане. И сегодня многие считают, что республиканская партия, выдвигая претендента на Белый дом, напрасно выставляла против Трампа своих тяжеловесов, вроде Джона Маккейна.
Многие эксперты уверены, что уже тогда ей нужен был Пенс, который в наши дни одолел бы любого демократа. Однако Пенс, как видим, мастер менять курс. Спустя четыре года
(это из «Вашингтон Пост») он фактически кидает Трампа.
25-я поправка не требует слишком много времени, и Майкл Пенс даже может ещё успеть обосноваться в Белом доме. Но новые выборы для него могут случиться теперь только ещё через четыре года. А там кто знает –
Кто виноват?
А пока перед Америкой встали вечные русские вопросы.
Хотя ответ на первый из них она уже, кажется, нашла. Джо Байден, ещё не переживший инаугурацию, спешит с такими вот пассажами в адрес своего электората:
И в чём-то вторит избранному президенту профессор Клиффорд Стотт, эксперт по психологии группового насилия, ссылаясь на соцсети и онлайн, где
И твердят повсюду, что
Фото: AP photo
При этом почему-то все дружно забывают, что тогда Трампу пришлось бы подавлять своих. Не случайно сейчас буквально повсюду так активно продвигается мысль о том, что плохо сработали именно
Однако все условия для прорыва в Конгресс существовали изначально – пройти туда практически любому не составит труда. Как в английский парламент или, скорее – как в аэропорт до пандемии. Рамка, паспорт – добро пожаловать!
И никаких особых мер безопасности, и ничтожно мало ребят в бронежилетах.
– сказал бы вам на это любой уважающий себя гражданин США. Вот и пожаловали.
Просто кому-то это было очень нужно.
И что делать?
Но ведь об угрозе раскола и гражданской войны в США не твердил только ленивый –(«Горящие» штаты Америки: предчувствие гражданской войны).
И американский майдан не подкрался незаметно. И если бы его финансировали хотя бы так же, как в Киеве или даже в Белоруссии, могло бы и сработать.
Однако не было и нет в Соединённых когда-то штатах такой партии, как в России в 1917-м. И у самого Трампа после четырёх лет президентства в запасе уже совсем не те миллиарды.
А коллеги из штатовской бизнес-среды, для которых он, вообще-то, сделал едва ли не больше того, на что можно было надеяться, 45-го президента попросту кинули. Как Пенс.
Трамп всё-таки уйдёт. И его теперь вряд ли помилуют. Не юридически – реально. Преследовать же начали задолго до выборов и до 6 января 2021 года. Но
– эта версия то ли нового марксизма, то ли реанимированного кейнсианства, уже никуда не денется.
Не США, а весь цивилизованный мир всё сильнее раскалывается. На тех, кто хочет и готов трудиться (кем и как уже неважно), и тех, кто отстаивает и будет (через все СМИ, соцсети и через онлайн) отстаивать свои «демократические» (не по названию партии) ценности.
Ценности, которые сводятся к этакому толерантному паразитизму во всех его проявлениях. Теперь другими будут классы, иной – и классовая борьба. Впрочем, от классического несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил опять никуда не деться.
P. S.
Позволю себе напоследок что-то вроде не совсем уместной шутки: