Андрей Паршев: «Всё грузинское общество виновато в случившемся – именно общество выбрало нынешнюю власть, которая оправдывает содомитов»
Несколько лет назад, когда у нас активно обсуждалась тема ЛГБТ, я поинтересовался историческим вопросом – за что же конкретно Господь так сурово покарал жителей Содома, содомитов. Ну, понятно – за общую развращенность, причем Господь обещал Аврааму отменить своё решение, если найдется в Содоме десять праведников (точнее, сначала Господь обещал пощадить город, если найдется пятьдесят, но Авраам долго торговался с ним и сбавил-таки до десяти. Впрочем, и десяти не нашлось).
Но был дан Содому, тем не менее, последний шанс – были посланы в Содом двое, чтобы удостовериться, всё ли так плохо, и их принял в качестве гостей единственный тамошний праведник Лот. И что же? Все содомиты, от мала до велика, захотели обидеть его гостей. А Лот пошёл на всё, чтобы защитить их, упрашивая соседей: «только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». (книга Бытие. 19:1–14)
Гости, к счастью, оказались в состоянии защитить и себя, и Лота, а что было дальше – известно, Лот остался единственным, кто спасся из прежде богатого и славного города.
И получается, что главным и последним грехом содомитов были даже не их экстравагантности в личной жизни, а преступление против закона гостеприимства. И древние именно так и понимали те события. Например, римский историк Иосиф Флавий (вовсе не христианин, а сначала иудей, потом вообще язычник) писал в своей книге «Иудейские древности»:
«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми».
Так что - вот за это, за нарушение гостеприимства. Вот это и было последним грехом содомитов, за который они и понесли наказание.
Гостеприимство – древнейший человеческий обычай, а вовсе не какой-нибудь локальный, кавказский там или русский. Предпосылкой к его возникновению было то, что люди тысячелетиями жили даже без государств, а еще в общинном укладе, и законы действовали только в рамках своей общины, там, где их исполнение можно было поддерживать.
Чужак был вне закона, т.е. вне защиты закона. Нападать на него не запрещалось, и поэтому во многих культурах просто объявление кого-то вне закона означало не то, что его могут убить и ограбить, а то, что его обязательно убьют и ограбят (в Древнем Риме так было, да, видимо, и не только).
Но как же возможна в таком случае торговля и вообще межобщинные отношения? Вот поэтому-то и возникло гостевое право – когда полноправный член общины принимал чужаков в качестве гостей, обеспечивая им защиту и представляя их перед общинным правом.
Подробно об этом институте лучше прочитать в статье Ю.К. Колосовской «Гостеприимство как право народов Древнего Рима», там не только про Рим, я же позволю себе дать из неё цитату:
«Институт гостеприимства находился под защитой главного божества римской общины — Юпитера-Гостеприимца (Juppiter Hospitalis). Нарушение гостеприимства было одновременно нарушением клятвы "Верности", которая давалась при вступлении в такой союз. Нарушение такой клятвы каралось римским обществом, так как оно было нарушением божеского права. Это право нужно было свято соблюдать вследствие самой его природы, ибо оно исходит от божества, в то время, как право гражданское было учреждено законами человеческого общества и может быть изменено».
Тут ни убавить ни прибавить, только, повторюсь – гостеприимство происходит из обычного права, но выше его, и оно всеобщее, даже, не побоюсь этого слова, общечеловеческое. И оно божественное, каким бы богам ни поклонялись люди.
Оно действует даже во время войны (Троянской, в частности), и хотя нам известно о нем в основном из греческих и латинских источников, то только потому, что там литература была богаче. А так-то оно существовало и существует и в самой бедной горной деревушке, и хозяин дома будет защищать гостя даже и ценой собственной жизни. Правда, потом, на нейтральной территории может вчерашнего гостя и ограбить, это по старым понятиям не нарушение, но это уже другая история.
Из гостевого права выросли и более сложные формы международных и межобщинных отношений, консульские, дипломатические. Кроме частных гостеприимцев, соблюдением гостевого права стало заниматься и государство, и международные организации.
Понятно, к чему я веду дело? В Тбилиси пригласили гостей; там их оскорбили и унизили, и нападали на них с целью физической расправы; слава Богу, они уцелели. Как такое могло случиться? Так люди не поступают, так поступают только макаки какие-нибудь, хотя может быть, я и ошибаюсь насчет макак (не зоолог я).
Такое нападение – это гораздо хуже, чем даже какое-то военное столкновение. Солдаты подчиняются приказу, ответственность лежит только на высшем начальнике – а эти-то не солдаты, сами пришли поскандалить, как те библейские «содомляне». И что хуже всего – целый ряд чиновников грузинского государства прямо или косвенно присоединились к этим греховникам, оправдываясь тем, что «Россия – враг Грузии».
Конечно, враг! Грузины зазывают к себе злейшего врага России – НАТО, строят для них базы – естественно, Россия этого не допустит, любыми средствами, потому что это вопрос нашей безопасности и надо быть совсем идиотом, чтобы этого не понимать.
Грузины нападали на наших солдат, кстати, миротворцев (и никто не был за это наказан, хотя это тоже преступление). Как же не враг? Конечно, враг. Грузия – враг России. Временно, наверное, но враг. Но это никакое не оправдание для нарушения закона гостеприимства. И мы ездим в страны НАТО, и натовцы – к нам. И даже во время войны – будь добр обеспечить безопасность парламентера (тоже – гость). Не обеспечил, убил – значит, ты фашист или макака. Или сами знаете кто. Содомит, в общем, причем в плохом смысле этого слова.
Нет грехов непрощаемых и неискупаемых (кроме Иудина греха, греха предательства, естественно). Грузины вполне могут свой искупить. Никто не требует от них мудрости («пост по силе», нельзя требовать невозможного). Должны быть извинения и компенсации за моральный ущерб пострадавшим гостям, Грузия должна извиниться и перед Православной Ассамблеей. Эта акция ведь была не только против гостеприимства, а и против Православия – так что, кстати, понятно, «откуда ноги растут».
И, естественно, наказание виновных. Пусть грузинские чиновники валят на партию Саакашвили, тем более что это правильно. Но если при этом заявят, что «и Россия тоже виновата» - всё, нещитово, санкции продолжаются.
Там вообще такие отношения, что всякую мягкость и снисходительность воспринимают неправильно. Вот, например, Абхазская Православная церковь просилась под юрисдикцию Московского патриархата (вместо Грузинского). Наши не приняли. Правда, больше по принципиальным соображениям, а не чтобы не обижать Тбилиси. Кто-то сказал «спасибо»? Так что нынешняя мягкотелость и студенистость (я имею в виду отказ вводить эмбарго на сельхозпродукцию) никто там не оценит. Будут продолжать.
Да, грузинское правительство слабо, оно боится соросовской оппозиции, но это не наше дело. Всё грузинское общество виновато в случившемся, кроме немногих праведников, которые защищали наших делегатов – именно общество выбрало нынешнюю власть, которая оправдывает содомитов. Всё должно и прочувствовать.
Московскую диаспору, конечно, жалко – пусть давят на своих тогда. Да и кстати, сааковцы всё апеллируют к «европейскому выбору» - надо спросить и ЕС, как они относятся к случившемуся. Боюсь, наши не спросят, конечно, но это их долг, тем не менее.
Задача России – добиться, чтобы это было сделано. Как – уже не важно. Важно только не путать, а то путаница уже есть. Нельзя впутывать в главную проблему – нарушение принципа гостеприимства – другие нерешенные межгосударственные вопросы.
Конечно, наши позиции надо отстаивать, и конечно, они жизненно для нас важны. Но в данном случае важно защитить принцип, на котором построена вся человеческая цивилизация, благодаря которому стало возможно общение между всеми людьми мира.
Сейчас принцип гостеприимства не действует только на одном из островов Андаманского архипелага, туземцы там убивают копьями и стрелами всякого, кто высадится на берег. Это их дело – но нельзя, чтобы такое воцарилось и в еще одном уголке мира.
России тоже надо кое-что сделать кроме простых запретов на авиасообщение. Конечно, средний турист - это особый биологический вид, особенно российский, я встречался с людьми, которые ездили отдыхать в Абхазию во время довольно горячей войны с грузинами, в начале 90-х – типа «дёшево и народу мало!». Но! Наши люди должны знать побольше не только о войне 2008 года, которую грузины начали во время Олимпиады, но и о войне 1992 года, когда по улицам абхазских курортов под огнем грузинской артиллерии метались отдыхающие со своими чемоданами. Убитых и раненых курортников никто тогда не посчитал, отношения у нас тогда были с Шеварднадзе своеобразные, всё ему разрешалось.
Так что хотят туда ехать, как тот айтишник, который поехал в Грузию и второй год отдыхает в американской тюрьме – пусть едут. Но должны знать при этом, что они делают.
Ну и такое частное наблюдение. Частенько слышишь о том, что вот то этот туроператор разорился, то другой. Похоже, не такой уж это прибыльный бизнес, к тому же хлопотливый и проблемный.
Мне кажется, надо как-то поддержать тех, кто обеспечивает туристов путевками в приличные страны, как-то гарантировать и субсидировать поездки туда, а не только запрещать возить в неприличные.
И надо объяснить всё это людям, что дело не только в интересах массового туризма, обычный турист вполне может прокатиться в Грузию без проблем, если, конечно, будет думать о том, что говорит, и не всё говорить, что думает. Что дело именно в несоблюдении самого закона гостеприимства и что из этого отказа могут произойти любые последствия. Народ у нас неглупый, поймет.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас