В четверг канцлер ФРГ должна отбыть с официальным визитом в Вашингтон. Если, конечно, этому не помешает что-то экстраординарное.Судьба напоследок оказалась совсем неблагосклонной к Ангеле Меркель. Но граждане Германии в большинстве своём не станут плевать ей в спину. Страна, сильно обновившаяся за время её правления ментально, сумела во многом остаться той самой, которая не так уж и давно испытала счастье объединения. И Ангеле Меркель не забудут, что она, выросшая в ГДР, по сути, на собственном примере продемонстрировала, что сытому Западу страны не было никакой необходимости поглощать или подминать под себя непритязательный, но трудолюбивый Восток. Будущий лидер Христианско-демократического союза и канцлер Федеративной республики, Ангела Доротея Каснер родилась в 1954 году в Гамбурге, но семья вскоре перебралась в ГДР – за железный занавес. Девочка совсем неплохо училась, была пионеркой и состояла в FDJ – Союзе свободной немецкой молодёжи.Побывала в СССР и никогда не скрывала, что с удовольствием пела «Дружба – Freundschaft» и маршировала вместе с комсомольцами из Москвы и Ленинграда. На одной из молодёжных тусовок познакомилась с первым мужем – физиком Ульрихом Меркелем, с которым они и обвенчались в лютеранской церкви городка Темплин.
Комсомолка, не спортсменка
Между прочим, такой факт как-то не вяжется с тем, что в ГДР якобы с идеологией всё было куда жёстче, чем в СССР. А молодая Ангела к тому времени уже была знакома с одним из известных немецких диссидентов – писателем Райнером Кунце.Его за сборник «Удивительные годы» о студенческой жизни исключили из Союза писателей ГДР и фактически вынудили эмигрировать. Меркель закончила тот же университет имени Карла Маркса в Лейпциге, что и Кунце, только факультет был не журналистский, а физический.Несколько лет работы в академическом институте физической химии принесли Ангеле Меркель и докторскую степень, и работу в Союзе молодёжи, которую сама она всегда называет «культурно-просветительской». А заодно и знакомство со многими оппозиционно настроенными учёными и политиками. Скорее всего, ей надо считать большой удачей то, что она не вступила в СЕПГ, хотя имела для этого все возможности. Середина 80-х годов была временем начала перемен не только в СССР, но и в Германии, хотя вряд ли кто-то мог ожидать, что объединение случится так быстро. И прямо говоря – почти безболезненно.Путь к вершинам власти для Ангелы Меркель сложился во многом сам собой, просто она вовремя вступила не в ряды коммунистов, а в новую партию – «Демократический прорыв». Там нашлись коллеги, оценившие достижения молодого физика на культурно-просветительском поприще.Берлинская стена пала без какого-то прямого участия Ангелы Меркель, хотя она, разумеется, была этому рада. Но уже в феврале 1990 года доктор физики А. Меркель становится референтом лидера «Демократического прорыва» Вольфганга Шнура – адвоката, успешно защищавшего молодых людей, отказавшихся от призыва, диссидентов и правозащитников. Но главным было другое – он прекрасно знал Хорста Каснера, отца Ангелы Меркель. Однако от Шнура, который сделал Ангелу пресс-секретарём де-факто, вскоре пришлось уйти. Перед первыми выборами в шедшей к объединению Германии было опубликовано досье на Шнура с указанием на его сотрудничество с Министерством госбезопасности ГДР.Примкнуть к ХДС молодую и политически не слишком зрелую Меркель, скорее всего, подтолкнула победа на выборах «Альянса за Германию» с 41 процентом голосов. Он опирался не только на «Демократический прорыв», у которого было меньше процента, но и на восточногерманскую ХДС, которая вскоре влилась в единую партию. Лютеранка Ангела могла без зазрения совести менять политические приоритеты, что она и проделала вместе с Лотаром де Мезьером – последним главой правительства ГДР. Сама же она стала заместителем его пресс-секретаря и в этой должности познакомилась со всеми ведущими немецкими политиками.
Федеральный канцлер, председатель ХДС Гельмут Коль удостоил Ангелу личной беседы. Уже в декабре 1990 года, всего через два месяца после объединения Германии, Меркель выиграла выборы в одном из округов Померании. При этом в партийном списке у неё было уже высокое шестое место.Стремительный рывок на вершины власти начался с поста министра по делам молодёжи и женщин. Потом было экологическое министерство, где фрау Меркель изрядно мешали набиравшие силу «зелёные». А спустя всего год она уже безжалостно разделывается с тем, кто фактически открыл ей двери в большую политику.Ангела Меркель очень умело воспользовалась скандалом по поводу незаконного финансирования ХДС, когда всю вину на себя принял Гельмут Коль. Она вовремя сообразила, что пришло время призвать партию решительно порвать со старой гвардией:
«Партия обязана сделать первые самостоятельные шаги, поверить в себя, что и без «старого боевого коня», как называл себя сам Гельмут Коль, она способна продолжать борьбу с политическими противниками. Как подросток в пубертатный период, партия должна оторваться от родительского дома и идти своей дорогой».
Меркель возглавила ХДС после того, как в том же финансовом скандале оказался замешан и главный конкурент Коля – Вольфганг Шойбле. 46-летняя политик, прошедшая школу законодательной и исполнительной власти, к тому времени занимала пост генерального секретаря ХДС, скорее – технический, как когда-то Сталин в ВКП(б). Но, словно в точности по его заветам, она сумела сделать себя на этом посту незаменимой для большинства соратников по партии. На съезде ХДС в апреле 2000 года за Меркель проголосовали 897 из 935 депутатов. На обычных выборах такого успеха она не знала. А затем она привела ХДС к серии побед на местных выборах. И наконец, под её руководством партия потеснила красно-зелёную коалицию СДПГ/экологи и в бундестаге.Однако на то, чтобы победить, у христианских демократов с Меркель во главе ушло почти пять лет. Первый большой успех был не слишком убедительным – понадобилось объединяться с баварскими реваншистами из ХСС. Но само пребывание Ангелы на посту федерального канцлера затянулось на полтора десятка лет.Её победу очень многие сочли сугубо женской, хотя Ангела Меркель оказалась не только первой женщиной на таком посту, но и самым молодым канцлером в истории ФРГ. Напомню, что в ноябре 2005 года ей был всего 51 год. Но такой возраст и своеобразную харизму дотошной домохозяйки большинство немок, обычно безразличных к политике, приняли как данность. И даже как подарок судьбы. И совсем не случайно для немок и немцев сравнения с железной леди Маргарет Тетчер или американскими дамами – госсекретарями Мадлен Олбрайт или Кондолизой Райс, всегда были в пользу Ангелы.Совсем немногие называли её немецкой королевой – и стиль не тот, и образ жизни, да и готовность посидеть с кружкой пива по-свойски с русским или же французским президентом к этому не располагали. Но некоронованной Ангела Меркель, безусловно, была.
Некоронованная королева
И пока ещё остаётся. Причём не только для Германии, но и во многом для всей единой Европы, которая от наплыва мигрантов, Брексита и пандемии вроде бы уже трещит по швам. Но держится и даже на заокеанскую поддержку не особо рассчитывает. Впрочем, развода с Вашингтоном та же Меркель не допустила даже при Трампе и, думается, оставит любому своему преемнику неплохие шансы не ссориться с Байденом. Не просто так свой завершающий большой визит Ангела Меркель делает именно в Вашингтон. Она просто не имеет права не подложить за океаном соломки на случай, если там снова захотят проделать что-то непотребное с «Северным потоком-2». Большой бизнес давно уже принял газопровод как данность, остаётся исключить непредсказуемый политический фактор.Оставив американцам даже минимальные шансы на давление, Меркель может оставить наследников без наследства. Чем ещё, вообще, Германия способна торговаться со «старым традиционным партнёром»? Противостоянием с Китаем по поводу технологий 5G, играми в политкорректность и толерантность, продолжением пандемической бодяги или атомным Ираном и его же «левой» нефтью?
Визит невежливости
Сомнительный, согласитесь, набор. И в то же время Вашингтону напомнят, что расширение ЕС, которое уже так или иначе затронуло едва ли не всех соседей России, в чём-то сродни расширению НАТО. Но и там, и там без Германии никак не обойтись. И пусть вашингтонских манипуляторов не смущает то, что России оставят возможность манипулировать Германией и единой Европой с помощью газа. Ничего конструктивного, лишая оппонента последних козырей, в такой игре не добьёшься. В Штатах, принимая уходящую натуру – канцлера Меркель, не могут не принимать во внимание её колоссальную популярность, которую не подорвали ни Covid-19, ни недавнее страшное наводнение. Если на Меркель в Вашингтоне попытаются давить, это наверняка отразится на итогах сентябрьских выборов в ФРГ. А откладывая решение по тому же «Северному потоку-2», пусть и завуалированное, но позитивное для Германии и ЕС, можно нарваться на ещё более жёсткий ответ избирателей. Впрочем, не исключено, что как раз напоследок Меркель и выторгует у американских коллег что-то вроде «да» по потоку, в обмен на обещание посодействовать в том, чтобы Россия всё же гарантировала солидные, точнее – приемлемые, объёмы транзита для Украины и Польши. Реально же русского газа всем хватит. И вопрос только в ценах.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!