Корпорация Lockheed Martin сообщила, что 10 марта 2023 года на ее предприятии в Гринвилле (штат Южная Каролина) военно-воздушным силам Бахрейна был официально передан первый изготовленный для них истребитель F-16D Block 70 (американский военный номер 18-0011, бортовой номер "1611"). который стал первым самолётом F-16V (Viper, официально сохраняется обозначение вариантов F-16С и D) серии Block 70/72 новой постройки.
Это ознаменовало значало поставок истребителей F-16 с завода в Гринвилле после переноса туда их производства с прежде выпускавшего их c 1977 года предприятия Lockheed Martin в Форт-Уорте (штат Техас), теперь полностью отданного под серийное производство самолётов F-35. Поскольку последний серийный F-16 был выпущен в Форт-Уорте в 2017 году (для ВВС Ирака), то теперь фактически серийный выпуск и и поставки F-16 нового производства снова возобновлены после более чем пятилетнего перерыва.
ВВС Бахрейна стали первыми заказчиками и получателями истребителей F-16V нового производства. В конце 2017 года Бахрейн подписал соглашение с США по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) о закупке 16 истребителей Lockheed Martin F-16V (десяти одноместных F-16C и шести двухместных F-16D) Block 70 новой постройки (c опционом еще на три) и о модернизации в этот вариант 20 наличных истребителей Lockheed Martin F-16C/D (16 одноместных и четырех двухместных) Block 40 ВВС Бахрейна (из 22 полученных с 1990 по 2001 годы). Первоначально Бахрейн вел переговоры о приобретении 19 F-16V, что было отражено в выпущенном в сентябре 2017 года уведомлении Агентства министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA), однако в итоге соглашение было заключено на 16 самолетов.
Первый построенный для Бахрейна истребитель в исполнении F-16D Block 70 (американский военный номер 18-0011, бортовой номер "1611") был официально выкачен на предприятии в Гринвилле 21 ноября 2022 года, а его первый полет состоялся там 24 января 2023 года, и теперь этот самолёт официально передан заказчику. Сообщается, что данный самолет еще будет проходить летные испытания и прибудет в Бахрейн только в начале 2024 года. Все 16 самолетов новой постройки будут поставлены Бахрейну в 2024-2025 годах - то есть примерно с опозданием примерно на год по сравнению с контрактными сроками, что связано с затягиванием освоения производства F-16 на предприятии в Гринвилле.
Всего к настоящему времени Lockheed Martin имет твердые контракты на поставку по линии FMS еще 127 самолетов F-16V Block 70/72 новой постройки, включая 15 самолетов для Бахрейна (без учета первого переданного F-16D), 66 самолетов для Тайваня (версия Block 70), 24 - для Марокко (Block 72), 14 - для Словакии (Block 70) и восьми для Болгарии (Block 70). В стадии оформления через механизм FMS находятся контракты на поставку 12 истребителей F-16V Block 70 Иордании и еще восьми - Болгарии.
В целом Lockheed Martin рассчитывает сохранить производство F-16 в Гринвилле до 2030 года, реализовав за это время на внешнем рынке до 300 самолетов F-16 новой постройки. По заявлению представителя корпорации, темпы работ по постройке в Гринвилле самолетов Block 70 «значительно возрастут» в 2023 финансовом году, достигнув объемов до четырех самолетов в месяц.
В августе 2020 года министерство обороны США объявило о выдаче Lockheed Martin десятилетнего рамочного предварительного контракта по схеме Indefinite-delivery/indefinite-quantity (IDIQ) по фиксированной цене суммарным объемом 62 млрд долл на производство истребителей F-16 для поставок на экспорт по линии FMS. Первой частью данного контракта стал твердый контракт на производство 90 истребителей F-16 на сумму 4,941 млрд долл, со сроком исполнения к 31 декабря 2026 года. Можно предположить, что в указанные 90 самолетов входят 66 F-16V для Тайваня и 24 - для Марокко. В январе 2022 года Lockheed Martin получила обновленный контракт министерства обороны США с неопределенным сроком поставки и неопределенным количеством самолетов на сумму до 64,3 млрд долл на производство F-16 новой постройки для иностранных заказчиков по линии FMS, а также на модернизацию 405 самолетов для ииностранных заказчиков по линии FMS в конфигурацию F-16V.
Работы по модернизации истребителей F-16 ряда эксплуатантов до уровня F-16V также переносятся на предприятие в Гринвилл из Форт-Уорта, как и изготовление соответствующих модернизационных комплектов для работ в странах-заказчиках. К настоящему времени модернизацию истребителей F-16 прежних выпусков до уровня F-16V Block 70/72 заказали Тайвань (стартовый заказчик всей программы по контракту 2016 года, модернизация 138 самолетов F-16A/B Block 20, сдача модернизированных самолетов ведется тайваньской авиастроительной корпорацией Aerospace Industrial Development Corporation с 2018 года), Греция (модернизация 83 F-16C/D Block 52+ и Block 52+ Advanced, сдача модернизированных самолетов ведется с сентября 2022 года, основные работы проводятся в Греции), вышеупомянутый Бахрейн (модернизация 20 F-16C/D Block 40) и Марокко (модернизация 23 истребителей F-16C/D Block 52+). Как можно судить, работы по модернизации первых самолетов для Греции и машин для Бахрейна велись и еще ведутся в Форт-Уорте, но, как заявлено, марокканские F-16 уже будут полностью модернизироваться в Гринвилле.
В cентябре 2021 года правительство Турции направило официальный запрос Соединенным Штатам о приобретении по линии FMS 40 истребителей F-16V Block 70 новой постройки, а также 80 модернизационных комплектов для модернизации в вариант Block 70 наличных истребителей ВВС Турции.
Модификация F-16V (Viper) Block 70/72 заявляется Lockheed Martin как самый продвинутый вариант семейства истребителей F-16. Эта модификация оснащается новой бортовой РЛС Northrop Grumman AN/APG-83 Scalable Agile Beam Radar (SABR) с АФАР, новым комплексом радиоэлектронной борьбы Viper Shield, более мощным бортовым компьютером, обновленной кабиной с крупноформатными индикаторами, модернизированным двигателем, тепловизионной системой поиска и сопровождения, улучшенной аппаратурой передачи данных, высокоточной аппаратурой GPS-навигации и автоматической системой предотвращения столкновений с землей (GCAS). Самолет имеет возможности интеграции большинства видов американского современного авиационного вооружения и установки конформных топливных баков. Ресурс самолетов Block 70/72 составляет 12 тысяч часов, что вдвое больше, чем у предыдущих серий F-16. Различие между модификациями Block 70 и Block 72 заключается в оснащении двигателями серий, соответственно, Pratt & Whitney F100 и General Electric F110.

Первый переданный ВВС Бахрейна истребитель Lockheed Martin F-16D Block 70 (американский военный номер 18-0011, бортовой номер "1611"), являющийся первым самолётом F-16V (Viper) серии Block 70/72 новой постройки. Гринвилл (Южная Каролина), 10.03.2023 (с) Lockheed Martin
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно