В Азербайджане прошли досрочные парламентские выборы. Уже с полной уверенностью можно сказать, кто на них победил, а заодно и гарантировать постэлекторальное спокойствие в стране.
Собственно, о том, какая политическая сила возьмёт большинство мест в Милли Меджлисе (парламенте) было известно заранее. Да и об отсутствии в стране эксцессов, связанных с недовольством результатами голосования, также можно было говорить смело.
Оппозиция в Азербайджане воспринимается как непременный атрибут видимости демократичности, проще говоря, чтобы была. Иначе на Западе могут счесть правящий режим недемократическим. Хотя правление династии Алиевых никак под западные критерии не подходит. Правда, на это закрывают глаза потому что видят в этой стране центр антироссийского блока ГУАМ, куда также входят Грузия, Украина и Молдова. Для Вашингтона и так хватает бурлящих первых двух и третьей страны с перманентным политическим кризисом. Да и найти ещё одну конфликтную точку соприкосновения в отношениях с Турцией Соединённые Штаты, как и ЕС, тоже не желают.
Но всё же, почему так уверенно мы говорим о том, что в Азербайджане не будет никакой заварухи? Может, всё-таки найдется кто то недовольный, кто выведет людей на улицы? Но в сегодняшних реалиях никакого смысла в этом нет. Соединённые Штаты и Евросоюз сделали все, чтобы убрать даже самую малую попытку неудовольствия. На выборах работали несколько западных социологических компаний. Они проводили «экзит-поллы». Их результаты чуть-чуть разнятся. Американский социологический центр Arthur J.Fikelstein & Associates дал правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») 69 мандатов. Французские социологи из Opinion Way – 66 мест в парламенте. Вы же знаете, какие последствия могут вызвать результаты «экзит-поллов». При их проведении не важно как голосует народ, важно, какую установку получили «социологи».
Интересна сама история с этими досрочными выборами. Об их проведении стало известно 28 ноября прошлого года, когда на экстренном заседании политсовета партии «Ени Азербайджан» было принято решение начать процесс роспуска Милли Меджлиса. 2 декабря парламент проголосовал за собственный роспуск. Итак, далее было рассмотрение решения парламентского большинства в Конституционном суде. 4 декабря орган конституционного контроля принял решение, что народные избранники ничем не нарушили Основной закон Азербайджана. При этом особо было подчёркнуто, что они сохранят свои полномочия до выборов 9 февраля этого года. Президенту страны Ильхаму Алиеву оставалось только подписать то, о чём его просили парламентарии – прошение об их роспуске. Он это сделал на следующий же день после того, как свой вердикт вынес Конституционный суд.
Что характерно, очередных выборов оставалось ждать не так долго. Предыдущие проходили 1 ноября 2015 года. Милли Меджлис избирается на пять лет. Зачем Ильхаму Алиеву понадобился девятимесячный задел? В оппозиционном Национальном совете демократических сил Азербайджана (НСДСА) роспуск парламента восприняли, естественно, в штыки. Там прямо заявили, что проведение досрочных выборов «мотивировано соображениями застать общество и оппозицию врасплох для облегчения фальсификации выборов». Оппозиция утверждает, что власть хочет посредством проведения досрочных выборов сфальсифицировать их результаты. А зачем? Посмотрим на электоральные процессы в Азербайджане после парламентских выборов, на которых был сформирован нынешний состав Милли Меджлиса.
26 сентября 2016 года на референдуме за 29 изменений в Конституцию страну, направленных на усиление президентской власти, проголосовало от 90 до 95% пришедших на участки для голосования избирателей. А явка меж тем составила 69,7%. На последних президентских выборах 11 апреля 2018 года Ильхам Алиев набрал 86,22% голосов и был переизбран на четвёртый срок. Явка составила 74,51%. Так что общество никто не застал врасплох. Правда, для проформы оппозиция устроила вялые акции протеста. Полиция столь же вяло их разгоняла. США и ЕС тоже символически осудили и фальсификацию выборов, и «жёсткость» разгона протестующих. Вскоре успокоились и «оппозиционеры» и «оплоты демократии». Ныне же возмущения, как писалось выше, и вовсе не будет.
Кстати, в предыдущем созыве Милли Меджлиса «Ени Азербайджан» имела 69 мест из 125. Ровно столько же, прочит партии конторка Артура Финкельштейна и сейчас . Зачем тогда всё надо было, если американские социологи не ошиблись? Конечно же, алиевской партии хотелось больше мест в парламенте. Посмотрим на окончательные итоги. Но как раз результаты «экзит-полов», проведённых американскими и европейскими социологическими центрами, делает нынешний выборы легитимными со всех сторон. И в глазах мирового сообщества, и в глазах собственного народа. Согласитесь, что это тоже победа.
Источник