Сейчас, когда киевский режим всерьез решил запретить одну из православных Церквей Украины, самое время вспомнить всю историю некогда единой православной Церкви на Руси и того, что последовало за крахом единого государства в Средние века. Вспомнить и постараться понять – почему так.
Период первый. Русь
В 988 году князь Владимир крестил свое государство в христианскую веру восточного обряда. Константинопольский патриарх назначил в Киев митрополита, главу местной Церкви, и жизнь стала налаживаться. Сначала митрополитами были византийцы, но уже сын Владимира, Ярослав Мудрый, поставил митрополитом русского – Иллариона, человека ученого и мудрого, укрепившего русское православие. С той поры так и пошло – митрополитами становились местные, с одобрения Константинополя, и резиденция их была в Киеве. Русь распалась, а Церковь нет, и именно она, как сосредоточение не только веры, а и науки в те времена, держала единство народа. Так продолжалось до 1299 года, когда митрополит Киевский переехал во Владимир. Смысл в этом был – Киев пришел в страшный упадок и центром уже не был. Но в 1303 году король Юрий Львович Галицкий добивается независимой Галицкой митрополии. Некоторое время внутри Церкви шла борьба, закончившаяся только в 1354 году окончательным обособлением митрополий Киевской (Галицко-Литовской) и Владимирской (Московской). Православных церквей на Руси стало две, впрочем, обе соблюдали один обряд и были подчинены Константинополю, так что... Внешне ничего не изменилось, просто раскол страны на Северо-Запад и Юг был оформлен и в церковном мире, а единая русская Церковь завершила свою историю.
Период второй. Униатство
В 1569 году Великое княжество Литовское, Жематийское и Русское, проигрывая борьбу Москве за право воссоединения русских земель, объединилось с Польшей в Речь Посполитую, передав ей при этом украинские земли. Поляки же, будучи противниками любого православия, но при этом понимая, что насадить католичество не выйдет (в те времена вера была важнее национальности), стали проталкивать унию православных с католиками:
слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой – допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.
Подтолкнул этот процесс и тот факт, что митрополия Московская стала патриаршеством в 1588 году. Вера тогда определяла многое, а независимая русская Церковь могла стать страшным оружием в руках Москвы в борьбе за возрождение единого русского государства. В итоге в 1596 году, несмотря на сопротивление Церкви и населения, Брестская уния была подписана, и на землях Малороссии и Белоруссии возникла третья Церковь – греко-католическая. Православие при этом ликвидировать не удалось, оно выстояло, греко-католицизм широко распространился на Волыни и Галичине. Причем на первой по большому счету не укоренился.
Период третий. Время собирать камни
Когда Алексей Михайлович присоединил Левобережье, возник вопрос, что делать с Киевской митрополией, подотчетной Константинополю, а не Москве. Во многом раскол наш вызван именно попыткой совместить обряды и богослужебные книги двух православных Церквей, разошедшихся между собой за триста лет. Несмотря на трагичность раскола, в целом процесс был успешным, в 1686 году патриарх Константинопольский Дионисий
и митрополия Киевская сия да будет подлежати под святейшим патриаршеским Московским престолом.
Признали очевидное, Киевская митрополия стала частью Московского патриархата. Дальше процесс шел по нарастающей, российские императоры от Петра Великого и до Екатерины Великой укрепляли единство государства всеми способами. И когда в 1793 году, по итогам Второго раздела Речи Посполитой, Волынь вошла в состав империи, там началось возрождение православия. Причем целые униатские епархии добровольно и с песнями возвращались в лоно, ибо униатство было искусственным конструктом на этой земле. XIX век Церковь провела единой, исключение – Галичина, там под властью Австрии сохранилось униатство.
Период четвертый. Смута
Гражданская война – это раскол в головах, касается он не только политики, скорее всего, мироощущения, включая религию. Когда в Малороссии стали строить УНР, Церковь с ее влиянием на умы обойти не могли. И началось:
в мае 1917 года на Полтавском епархиальном съезде протоиерей Феофил Булдовский выступил с докладом «Об украинизации Церкви». В нем предлагалось проводить церковную службу на украинском языке, храмы строить только в украинском архитектурном стиле, восстановить в богослужении национальные обряды. Так же он требовал перевести богословскую литературу на украинский язык и более не назначать епископами этнических великороссов.
Дальше – больше, при Петлюре своего частично украинофилы добились:
1 января 1919 года был издан декрет Директории УНР «О верховной власти в Украинской автокефальной православной миротворческой Церкви».
Правда, Константинопольская патриархия ее таковой не признала. А большевики, которым на религию по большому счету было плевать, допустили формализацию и быстрое развитие УАПЦ, которое хорошо вписывалось в политику украинизации. Прозрение пришло только в 1929 году, Сталин вообще отлично понимал влияние религии на умы, и проект свернули. Часть самопровозглашённых иерархов арестовали, часть сами ушли в тень и вернулись в каноническую РПЦ. Окончательно УАПЦ разогнали в 1937 году, путем массовых репрессий. Правда, уцелела канадская епархия, следовательно – и идея.Надо сказать, Москва искала выход из напряженных внутрицерковных отношений, Киев получил широкую автономию, существовала Украинская автономная православная церковь в годы войны, но положительного результата это не дало. В ходе войны на оккупированной Западной Украине возродилась УАПЦ, тесно связанная с бандеровским подпольем.В итоге после войны власти все вернули к единому стандарту и к единому православию. В 1946 году ликвидирована греко-католическая митрополия во Львове.
Период пятый. Великий распад
Первым плодом гласности на Украине стало возрождение УАПЦ и УГКЦ. Дальше – больше, в 1992 году проигравший выборы патриарха Московского и Всея Руси Филарет (Денисенко) объявляет, опираясь на националистов, независимость новой Церкви – УПЦ КП (Киевского патриархата). Раскол ширится на сугубо силовых методах с захватом храмов и избиениями верующих и священников, но до 2014 года не побеждает. Тем не менее в стране существуют – УАПЦ, УПЦ(КП) и УПЦ(МП). Это не считая униатов. С 2014 года к делу подключается админресурс, и Церковь каноническая, несмотря на проявляемую лояльность (сбор денег на АТО, посылка в ВСУ капелланов, переход делопроизводства на украинский язык), теряет свои позиции.Большим ударом по православию стал Томос – переподчинение православия Украины Константинополю. Большим, но не смертельным, очень многие веру дедов не бросали, несмотря на колоссальное давление. Начало же спецоперации стало отмашкой националистам – начались похищения священников, в городке Смела Черкасской области разгромлен храм УПЦ МП...Что дальше? Если нынешний режим на Украине сохранится – русское православие оттуда уйдет. Точнее – будет уничтожено с кровью. Бал будет править Константинополь, давно подконтрольный США, а Церковь будет учить ненавидеть русских. В случае иных сценариев...Работа будет долгой и кропотливой, единство Церкви во многом утеряно, это факт, и вернуть его будет сложно. Так же непросто, как и духовное единство великороссов и малороссов. Но проблему придется решать, религия там давно заложник политики.