В СССР существовало одновременно две школы вертолетостроения: Миля и Камова. Последователи Михаила Леонтьевича Миля уверены в том, что лучшая схема для вертолета – это одновинтовая. В то же время, ученики Николая Ильича Камова считают более предпочтительной соосную конструкцию. К слову, первый в истории вертолет (если тот аппарат можно так назвать) был построен именно по соосной схеме, которая долгое время считалась единственной подходящей для винтокрылых машин. Однако в 1939 году в воздух поднялся одновинтовой аппарат Сикорского, положив начало эпохе соперничества между приверженцами каждой из вышеупомянутых схем. В России по сей день производятся и эксплуатируются оба вида вертолетов. При этом сложно сказать, какая схема лучше – одновинтовая или соосная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, вертолеты с двумя винтами испытывают увеличенное лобовое сопротивление. Кроме того, такая машина рискует потерпеть крушение из-за перехлеста (такое случается) винтов. Наконец, отсутствие хвостового винта способствует меньшей устойчивости вертолета и худшей управляемостью по рысканью на малых высотах. Впрочем, отсутствие хвостового винта является и достоинством машин, построенных по соосной схеме – они более компактные, что делает их идеальными вертолетами для флота. В то же время, наличие хвостового винта является основным недостатком одновинтовых машин. Во-первых, длинная хвостовая балка увеличивает вес и габариты вертолета. Во-вторых, хвостовой винт забирает примерно пятую часть мощности двигателя. В-третьих, выход из строя хвостового винта делает машину неуправляемой и заканчивается неминуемым крушением.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!