Но англо-саксам удалось переломить ситуацию. Я хочу осмыслить не идеологические противоречия, а подход — почему у них получилось?
Если проводить аналогию с войнами, то сегодня линия фронта пролегает далеко на территории России, Казахстана, Украины, Белоруссии и т.д. То есть всё ещё имеет место ситуация стратегической обороны. Да, есть отдельные успехи и, образно выражаясь, «контратаки» вроде Russia Today или растерянности от эффективности и востребованности вакцины «Спутник V». Но общей картины они сильно не меняют.
Стратегическая оборона ведётся для того, чтобы измотать противника и создать прочные основы для контрнаступления и победы. Но в нашем тылу сидят проплаченные, обученные и организованные диверсанты, а также их добровольные помощники («хиви»), для которых предательство — норма. Без зачистки диверсантов и предательства победы не будет.
Как решили этот вопрос в США?
Целый ряд тех самых известных артистов, режиссёров и прочих «властителей дум» были жёстко отсечены от новых заказов и возможностей сниматься, петь, играть на сцене и т.д. В «антиамериканской деятельности» были обвинены даже известные политики и государственные чиновники. Эта политика известна под названием маккартизм.
Говорить о каком-то аналоге «программ демократизации» на советский манер не приходится. СССР никогда ничем похожим ни по технологиям, ни по масштабу не занимался. Да и сами США были довольно закрытыми до Второй мировой войны, не говоря уж о несопоставимости экономических возможностей двух сверхдержав в ту эпоху. Поэтому, не особо погрешив против истины, можно считать маккартизм неким подобием современных информационно-психологических и идеологических войн.
Полезно также обратиться к примеру Франции. Несколько десятилетий назад там озаботились деградацией французской культуры и языка под давлением англоязычной музыки, кино и т.д. Нет, никто не стал кричать «англо-саксов на гиляку», просто установили обязательные квоты на культурный продукт на французском языке.
К этому во Франции добавили целенаправленную поддержку артистов, чьё творчество не противоречит государственным интересам. Кстати, ошибочно думать, что это сплошное восхваление великих подвигов, героев и т.п. Творец может писать самые обычные песни про любовь, грусть, родные бретонские берёзки и т.д. Но в интервью он не может заявить что-нибудь в духе «Франция должна платить и каяться». Наоборот, если речь заходит о стране, истории и народе, артист должен показывать уважение к ним.
Украина — ещё один пример. Не забываем, конечно, есть неприемлемые крайности — нацизм и приоритет не столько защиты украинской культуры и языка (наоборот, язык активно ополячивают), сколько вытеснения всего русского. Поучиться у киевского режима стоит другому — настойчивости и системности.
Я клоню к тому, что артист — фигура публичная, особенно если артист популярный. Поэтому не только его непосредственный культурный продукт — фильм, песня, стихи… — но и его публичные высказывания или поступки должны оцениваться с точки зрения пользы для страны. Можешь и не петь дифирамбы, но если вдруг решил заговорил про историю, национальные интересы или политику — будь добр выражать уважение к стране и призывать к соблюдению закона.
Всем несогласным предлагаю представить зеркальную: государство гнобит артистов, платит 3 копейки, унижает и полощет, но требует выдавать годный продукт. Это так похоже на наших «правдорубов»! Так вот. Давайте просто примем принцип взаимного уважения — пока государство выдаёт артисту народные деньги, никто плохого слова не говорит и никому не мешает.
А если какой-нибудь Бортич это не нравится — да ради Бога! Вольному воля — иди кормись на вольных хлебах, и говори что хочешь.
Более того, когда артист захочет уйти на вольные хлеба, то с ним гос.поддержка всё равно останется! Его наработанные на народные деньги узнаваемость, популярность, команда, опыт, знакомство с нужными людьми, наконец, материально-техническая база остаются у артиста. Так что здесь баланс всё равно в пользу артиста. Так что без обид.
Но пока многие наши артисты — это «5-я колонна». Без прочного тыла не бывает победы. А с такими «тылами» как сегодня мы рискуем проиграть.
ПС
По теме:
Поэт и музыкант Вадим Степанцов — создатель Ордена куртуазных маньеристов и музыкальной группы «Бахыт-Компот» — расскажет о том, какой должна быть государственная политика в сфере популярной музыки. Почему многие артисты выбирают «оппозиционную повестку». Как поддерживать патриотических музыкантов и чем нам поможет зарубежный опыт.