Ситуация развивалась стремительно. В ночь на 26 сентября в трубах «Северного потока – 1» резко упало давление. Чуть позже тоже самое зафиксировали в простаивающей ветке «Северного потока – 2». Не смотря на статус «не работает» в трубе под давлением находился газ. Остальные ветки пропускали не более 20% от проектной мощности. Тревогу первой забила швейцарская Nord Stream AG, созданная специально для управления газопроводов из России. Менеджеры компании заявили:
Техника и диверсия
«Разрушения, произошедшие в один день одновременно на трех нитках морских газопроводов системы „Северный поток“, носят беспрецедентный характер. Сроки восстановления работоспособности газотранспортной инфраструктуры пока оценить невозможно».
Говорить об аварии не приходится – одновременно вывести из строя сразу три трубы может только целенаправленная диверсия. Разрушение труб случилась в исключительной зоне Дании юго-восточнее Борнхольма и именно датчане первыми распространили фотографии хлещущего с морского дна природного газа из России. На поверхности воды несколько пятен, самое больше в диаметре около 1 километра, маленькое – не более 200 метров. По подсчетам, в атмосферу может выйти природного газа на 2 млрд. долларов. О масштабе экологической катастрофы, которая сейчас разворачивается у датского побережья и говорить не приходится. 27 сентября новости пришли из Швеции, где местные сейсмологи зафиксировали два взрыва:
«Один из взрывов имел магнитуду 2,3 и был зарегистрирован на измерительных станциях по всей стране».
Полиция даже имя дала этому событию – «грубый саботаж». И действительно, для такой диверсии нужна грубая сила. Что себя представляет «Северный поток» в техническом плане? Это две нитки по 1224 км каждая, уложенные на балтийское дно трубами диаметром в 1,22 метра. Сложно рассчитать, какое давление было в трубах на момент подрыва (а это явно был подрыв), но штатно на входе 220 бар (217 атмосфер), а в Германии на выходе - до 106 бар (104 атмосферы). Давление избыточно – немцам хватает его еще на сто километров транспортировки по суше. Отсюда и толщина труб, варьирующаяся от 27 до 41 мм. При этом трубы снаружи дополнительно покрыты несколькими сантиметрами бетонной рубашки, армированной сталью. Для поражения такого толстостенного объекта потребовалось либо целенаправленное торпедирование кумулятивным зарядом, либо просто подрыв нескольких десятков ВВ в тротиловом эквиваленте. Вероятно, именно поэтому был выбран терминальный участок трубы, толщина стенок которого приближается к 27 мм. Это особенность конструкции трубопровода – чем дальше от России, тем меньше давление и тоньше стенка. И глубина на месте порыва относительно небольшая – всего 70 метров. Это вполне рабочие условиях для большинства натовских глубоководных аппаратов. Да что там батискафы, современные акваланги выдерживают и 300 метров под водой. Справедливости ради, никакой проблемы в подрыве наиболее прочных сегментов газопровода около России, у высокоразвитых флотов стран НАТО нет. Просто поближе к Европе проще исполнение и уже точно наверняка. К тому же, диверсия около берегов Дании и Швеции позволит однозначно обвинить Россию. Дескать, не просто перекрыли газа окончательно, но еще и локальную экологическую катастрофу организовали. Сколько времени газ будет выходить из пробитых труб? Сказать сложно, но от российской компрессорной станции «Портовая» до Германии в нормальных условиях газ шел двенадцать дней. По нынешним условиям немцы обязаны выкупать до 40 млрд. кубометров российского газа ежегодно до 2030 года. Теперь это условие приобретает особый колорит.
Кому это нужно?
Рассматривать атаку на нитки «Северных потоков» полноценным нападением на российскую инфраструктуру следует с большой долей условности. Прежде всего, потому что компания оператор Nord Stream AG только на 51% принадлежит России, соответственно и «труба» чуть больше, чем на половину наша. В доле еще немцы, голландцы и французы. Но если совсем строго, то диверсия все-таки антироссийская. Однако риски для Европы она несет грандиозные. На неопределенное время основным поставщиком газа становится Украина, через которую проходит последняя работающая нитка трубопровода. Дальше начинаем сводить логические цепочки воедино. Немцы недавно в очередной раз отказались от поставок тяжелого вооружения Украины, от которых Киев просто умолял. Да и сама матушка Европа не особенно в последнее время щедра на танки и ракетные установки для нужд бандеровцев. А теперь единственный вентиль на газовой трубе у Киева. Или у Варшавы, которая вполне может запустить «Ямал – Европу» вновь. Скорее всего, так и будет. Поляки главные адвокаты киевского режима в Евросоюзе и они должны дожать немцев в вопросах поставки оружия. Такова миссия. Об отношениях Германии и Польши очень хорошо говорят последние поползновения Варшавы насчет репараций.Есть еще и «Турецкий поток», но через него гораздо сложнее перебросить газовые потоки на запад Европы. Скоро зима и свободных мощностей здесь не много.
Украина в итоге не только получает в руки козыри газового транзита, но и очередной повод обвинить Россию. В деле информационной войны бандеровцы поднаторели давно – это видно невооруженным взглядом. Сравнительно небольшие, но, все-таки потери российского бюджета также греют бандеровские души. Здесь счет определенно 3:0 в пользу Киева. Подрыв сразу трех веток газопровода вывели из строя единственный независимый от транзитеров путь природного газа в Европу. И диверсия предусмотрительно совершена в европейских водах, дабы российские ремонтники не под каким видом не могли попасть к точке взрыва. Ни для ремонта, ни для изучения обстоятельств случившегося.Дальше по цепочке движемся к Великобритании и США, которым от газового «ключа» со дна морского где-то у берегов Европы не жарко ни холодно. Ну, хлещут углеводороды в европейскую атмосферу, чего особенного? Однако без санкции этих гегемонов такое событие не состоялось бы никак. Потому политических дивидендов здесь просто полный багажник. Во-первых, немцы все настойчивее требовали запустить «Северный поток – 2». Зима все ближе, температура в жилье все ниже, а заводы один за другим останавливаются. Сейчас подключать несчастным немцам просто нечего. Не удивлюсь, если американцы саботируют еще и процесс ремонта трубопровода. Очень кстати совсем недавно на остров Борнхольм заходил USS Kearsarge — десантно-штурмовой корабль класса Wasp ВМС США. У него дурная слава участия в бомбардировках Югославии. Провести операцию по уничтожению газопровода на сравнительно небольших глубинах Балтики невозможно без содействия флотов НАТО. Ни один российский глубоководный аппарат не смог бы пробраться так далеко на запад и остаться при этом незамеченным. Во-вторых, острый газовый кризис в связи с выходом из строя важного транспортного потока, вызовет очередную волну бегства промышленности из Германии в США. Только в Окахоме намерены обосноваться не менее шестидесяти германских компаний. Немцы стремительно деиндустриализируются под аплодисменты американских элит. Подрыв «Северных потоков» придаст этому вектору еще больший импульс. В-третьих, нельзя отметать и желание спровоцировать Россию на дальнейшую эскалацию конфликта. Горячие головы, такие как Лиз Трасс, намерены победить Кремль чуть ли не ядерной войне. Можно ли эту диверсию рассматривать как прямую провокацию против России? Напряжение определенно нарастает – здесь и итоги референдума на освобожденных территориях, и частичная мобилизация. Янки решили подкинуть еще один ребус – что будет делать Россия? Ничего не будет. Сейчас главное хладнокровие и наблюдательность. А зима с перебитыми «Северными потоками» оказалась для Европы заметно ближе, чем думалось.