Главная » 2019 » Июнь » 1
16:37

Про информационное общество

Про информационное общество

В предыдущей статье писал на тему религий и идеологий; и почему бы сегодня не осветить тему информационного общества. :) Казалось бы, какая связь? Но ведь мы все нонче живём в условиях нарастания влияния ИО, и в этих условиях по-прежнему актуальны и религии и идеологии; далеко не всегда со знаком "плюс", но про это было в прошлый раз. Почему информация может и лечить и калечить, рассмотрю в этой статье.

Как обычно, начинаем с определений. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Пока что ИО не построено не только в РФ, но и в Граде-на-Холме; и основная проблема тут не столько в информации, сколько в обществе; как недавно показывал, никакого общества в масштабах, отличного от круга личных знакомцев, в современности нет. И это - прямое следствие искажённого понимания прогресса, сводящего НТП к прогрессу железяк, игнорируя нужды каких-то-там человеков. Собственно, об это сегодня и поговорим, как эта проблема выглядит со стороны информатизации. Обычно пишу на темы, к которым причастен косвенно, но в области информатики являюсь дипломированным специалистом; хотя, надо сказать, в контексте данной статьи это не поможет от слова "совсем", по озвученной выше причине.

Каковы отношения информации и информационного общества, как они соотносятся друг с другом? В ставших классикой марксовых определениях общественных формаций речь идёт за основные ценности - при феодализме понад усе интересы феодалов, при капитализме - интересы капитала; но в эти рамки ИО не укладывается; речь про какой-то "информационизм" не идёт. Как заметно из определения, в состоянии ИО информация является основным инструментом развития и поддержания штанов общества. То есть информатизацию можно и нужно рассматривать в линейке развития производственных сил - в каменном веке в основном пользовались каменными орудями, в эпоху пара - паровой машиной, а сейчас - этими вашими компуктерами, сиречь информацией. То есть информация - это, извиняюсь, практически средство производства; в состоянии ИО, конечно. До которого ещё ползти и ползти; хотя в ряде аспектов оно уже вокруг нас.

Разумеется, аналогия со средствами производства тут не прямая; для доступа к информации нужны какие-то агрегаты (это пока человеки не перешли в состояние андроидов и не подключились к Сети напрямую (и слава Аллаху, что пока что не)), но их важность самих по себе с каждым годом в условиях ИО стремится к нулю. Примером тут может стать одна из основных профессий ИО, программисты - если рассматривать их с точки зрения плазменных мраксистов, то их средства производства уже сейчас почти ничего не стоят, и с точки зрения средств производства они все могут превратиться в буржуёв при малейшем желании, перейдя с конторских компуктеров на личные. Но если вспомнить, что при ИО (солдатами которого они как раз и выступают) основное средство производство - информация, то тут замена одного ведра на другое ничего не меняет; программист, работающий на дядю даже на собственном ноуте, является точно таким же пролетарием, как машущий хозяйским молотом кузнец. В отличие от работников традиционной сферы производства, инструментарий в ИО не так важен, как доступ к нужной информации.

Возможно, это не лучший пример, но всё же показатель, что в информационном обществе меняется подход к вещам, ранее веками остававшимися незыблемыми; поэтому до-информационные формации я зачастую обзываю традиционным обществом. И при рабовладении, и при феодализме критически важно было держаться определённых традиций, а в информационном обществе традиции ломаются с такой лёгкостью, что начинаешь тревожиться за судьбу всего Человечества в целом, т.е. традиция из безусловно положительного термина превратилась в отрицательный, и в лучшем случае - в торговую марку. Не не плач по полимерам, но постановка проблемы.

Информация была важна испокон веку, но её влияние на жизнь 90+% населения было ничтожно, сверх определённого традициями. Профессиональные династии появлялись не только из-за доступа к средствам производства, но и из-за доступа к информации. Знание свыше определённого потолка никак не помогало (и особо не мешало) жителям традиционного общества; как сеял брюкву или ковал утварь, так и продолжаешь; информация в основном передавалась в режиме "одна бабка сказала". Информационные интриги касались в основном элиты общества.

С наступлением же эры ИО у населения появились дополнительные возможности (что не всегда подкреплялось симметричными гарантиями, о чём было в большом цикле статей), и информация начала влиять на жизнь простолюдинов гораздо сильнее. Живущие по-старинке, в режиме традиционного общества, начали отставать по возможностям (и особенно - гарантиям) от более изворотливых сограждан, пользующихся информацией не просто для развлечения и пересудов, но и для реализации представляющихся возможностей.

Наступление эры ИО (ещё не полноценного, но уже хотя бы отличного от нуля) подозрительно совпадает со временем победы либерал-монетаризма - на Западе с 1970-х, повсеместно - с 1991-го года. Конечно, на территориях экс-СССР не наступило никакого мега-технологического подъёма, скорее наоборот - процессы обрушения традиционных секторов экономики высвободили массу рабсилы, которую пришлось пристраивать в областях, связанных с информатизацией, или просто распространения информации, типа СМИ. До полноценного ИО даже в цЫтадели демократии ещё как пешком до Пекина, но процесс массово уже пошёл. И это ЖЖЖ неспроста. (с)

Информатизацию общества обычно связывают с переходом в пост-индустриальность, хотя на практике она происходила на фоне де-индустриализации - и "там", и "тут". Общество массово переформатировалось, и терминология ИО оказалась как нельзя кстати, как минимум в области... борьбы с традициями. На фоне катастрофических сломов (там - пожиже, тут - погуще) оказалось весьма полезно объяснять, что всё, что было раньше, не имеет значения, ведь сейчас всё по-другому. В ряде отраслей, действительно, происходили (мягкие) революции, позволяющие существенно повысить производительность труда, и на месте заводов и колхозов с тысячами работников вполне могли появиться компактные производства с десятками инженеров. Подобные частные случаи начали разрушать традиционную систему ценностей, в которой кто не работает, тот не ест; не так важно, как ты работаешь, насколько где ты работаешь. И это - всего лишь один из примеров.

Здесь пора напомнить, что информация в ИО - всего лишь инструмент, а не верховная ценность, так что нынешнее плачевное состояние ИО - продукт реализации прогресса в его понимании а-ля Pax Americana. Переход от "индустриального", до-информационного общества, в состояние ИО совершенно не обязан проходить по законам, навязанным из-за лужи; просто мы все давно привыкли мысль как американцы. Разрушение традиционных обществ совсем не обязано идти в таком жёстком виде, как это происходит у нас, когда миллионы людей выбрасываются на помойку, потому что они "не вписались в рынок" (это касается не только РФ, но и ЕС и США); просто современной версии "общества" так выгодно. Информатизация общества сейчас используется для прикрытия паразитизма меньшинства на большинстве, навязывая этому самому обществу мысль о безусловной пользе "эффективных менеджеров", невзирая на интересы какого-то там дна; гарантии? нет, не слышали.

Традиции воспринимаются адептами ИО в его нынешней реализации лишь как торговые марки; уж мне ни не знать, с моим-то хобби в области традиционной культуры. Не только простые фольклористы, но и учёные-этнографы с бородами до пояса никому не нужны и не интересны, и не потому, что кто-то борется с традицией, просто традиция не приносит дохода. А вот какие-нибудь псевдо-традиционные закосы - например, этно-музыка - вполне собирают тысячные залы, поклонников, внимание СМИ и т.д. Проблема не в борьбе, а в игнорировании определённых ценностей; если говорить прямо, то налицо игнорирование вообще всех ценностей традиционного общества. Уважение к труду, семейные ценности; на этом фоне какая-то там традиционная музыка выглядит просто недоразумением, проблема много ширше. Тут весь человечек оказывается не нужен, вот в чём беда.

Хотя либерал-монетаризм постулирует, что "свободная личность превыше всего", на деле это, разумеется, брехня - никому не интересны ваши интересы и даже ваша жизнь, если только это не приносит кому-то профита. Проблема тут не в какой-то информационной ереси, а в экономическом базисе общества; информация - всего лишь инструмент, помогающим власть предержащим доить электорат. Мир перейдёт в ИО в любом случае, если не уничтожится в ходе какого-нибудь взаимного хохлокоста; информационная эра наступила бы и в случае победы СССР в холодной войне, и в случае победы Рейха; и даже если везде победит ИГИЛ, то с прогрессом он ничего поделать не сможет. Нет смысла копать брюкву руками, если есть комбайн, а где комбайн, там и малая авиация, дроны и прочие сельхоз-штуки-дрюки для увеличения производительности труда. Анализ сельскохозяйственной информации - точно такой же механизм ИО, что и какая-нибудь бухгалтерская отчётность.

Если бы в холодной войне победил СССР, то известные современникам информационные технологии наверняка изрядно бы замедлились, а некоторые бы вовсе не появились в нынешнем виде; но это не значит, что прогресс бы остановился; просто его реализация была бы другой. Описанные выше проблемы современной реализации ИО базируются на превращении информации в товар, что характерно для капитализма, но совершенно не обязательно для других версий ИО. Информация - один из тех редких объектов, которым можно поделиться, ничего при этом не потеряв, и применение к ней законов обычного товарного обмена - признак того самого закоснелого традиционного мышления (с которым ИО якобы борется), когда репликация товара непременно связана с большими расходами. Фактически товаризация информационного поля - прямое следствие товаризации денег, бича современной стадии капитализма. Копиразм масдай.

Информатизацию не стоит отрицать или прятаться от неё; проблема не в информации, а в людях, точнее - в извращённой реализации ИО, которую нам безальтернативно навязывают вполне определённые пассажиры. Информатизация может помочь решить проблему наращивания потребления, к которой так стремится обыватель, но это если к этому процессу правильно подойти. Всё больше и больше товаров и услуг переходит в информационную сферу, которую можно радикально удешевить, если вычистить оттуда тотальную монетизацию; но, разумеется, это должно происходить с аналогичными процессами и во всей остальной экономике. Если мы привыкли наживаться на ближнем, то чего ж мы хотим от гигантов IT-бизнеса; им-то с чего по воде ходить?..

Вопрос тут скорее - в определении группы пассажиров, тоталитарно манипулирующих обществом, пользуясь достижениями прогресса, достигнутых этим самым обществом. А уж потом, разумеется, справедливый революционный трибунал, и всё такое. Иначе нас так и будут держать за скот.

 

Оригинал статьи  в ЖЖ.



Просмотров: 406 | Добавил: wpristav | Про информационное общество | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх