В недавней статье В. Рыжова «Кто под красным знаменем раненый идет
», опубликованной «Военным обозрением» 22 октября 2023 года, было рассказано в том числе и о печальной судьбе конного памятника Николаю Щорсу, который находится в Киеве.Нынешним украинским властям такие герои, что называется, поперёк горла. В рамках «декоммунизации» они давно бы этот памятник снесли, однако он находится в Государственном реестре «недвижимых» памятников Украины национального значения. В результате министр культуры Незалежной А. Ткаченко объявил, что художественную ценность представляет лишь скульптура лошади, которая «
». И предложил Щорса убрать, а коня оставить.Трудно сказать, как разрешится эта трагикомическая ситуация. Пока же эта скульптура стыдливо закрыта в ящике «жовто-блакитного» цвета и, говорят, сильно пострадала от вандалов.
Между тем похожий памятник другому герою гражданской войны находится в Кишинёве. В 20-м веке он даже был признан одной из лучших конных статуй Европы. И конь (отдельно от всадника) также входил в тройку самых удачных скульптур в Европе. Речь идёт о памятнике Григорию Ивановичу Котовскому.Признан одной из лучших конных статуй Европы, как и конь по отдельности от всадника.Несмотря на это, на открытии памятника Котовскому маршал Будённый матерился не стесняясь, во весь голос. Будучи превосходным наездником, организатором и командующим кавалерией Красной армии, Семён Михайлович прекрасно разбирался в лошадях. Он сразу заметил, что скульптор усадил всадника на «неправильную» лошадь.Под Григорием Ивановичем был иноходец, а комбриг на таких не ездил. В армию иноходцев не брали: слишком дороги, да и из строя выбиваются быстро. Даже арабские шейхи предпочитали иноходцев в основном для парадных выездов.
Памятник Котовскому
Поэтому Будённый прилюдно возмущался и требовал восстановить историческую правду, посадив Котовского как положено ему по статусу – на боевого коня. Однако по объективным причинам композицию сохранили в первозданном виде. Заменить коня было небезопасно: помешал… закон всемирного тяготения! Оказывается, посадить массивную статую комбрига на обычного боевого коня было практически невозможно. А иноходец, который ещё не успел полностью шагнуть, прочно стоял на трёх точках опоры.Памятник Г. И. Котовскому был результатом Всесоюзного конкурса. Рассматривали несколько проектов разных авторов. Так, в 1947 году рассматривали проект скульптора Муравина и архитектора Каракиса (см. фото). Затем проект Муравина и Лысенко.
Но предпочтение отдали другому проекту. Автором реализованной статуи Котовского является Лазарь Дубиновский, а конь принадлежит руке скульптора-анималиста Анатолия Посядо.В состав творческого коллектива входили скульптор Иван Гаврилович Першудчев, художник-баталист Константин Демьянович Китайка и главный архитектор Кишинёва Фёдор Петрович Наумов.
Изначально планировалось установить памятник Котовскому на главной площади Кишинёва, напротив Арки Победы. Там как раз пустовал постамент, на котором ранее стоял памятник Фердинанду I.В 1940 году на него сначала закрепили табличку, которая извещала что тут установят памятник герою Гражданской войны. Затем, до начала войны успели поставить временный памятник Котовскому.
В 1941 румынско-германские власти демонтировали его. Уже после войны место пересмотрели и выбрали недалеко от ж/д вокзала (исчезнувший район Гуцулёвка). Там как раз сносили одноэтажные домики и прокладывали будущий проспект Негруцци.Как скульптор-анималист, Анатолий Посядо, разумеется, превосходно разбирался в лошадях, поэтому точно мог отличить боевого скакуна от иноходца. Но для придания устойчивости статуи герою Гражданской войны, пришлось пойти на подлог. Ведь одна только сабля весит 95 килограммов, а вся скульптура целиком – порядка 20 тонн!Торжественное открытие памятнику Котовского состоялось 23 февраля 1954. Оно было приурочено не только ко Дню Советской армии, но и к 10-й годовщине освобождения Бессарабии (Ясско-Кишинёвская операция). На митинге присутствовало много военных и гражданских лиц, как простых, так и высокопоставленных.
Памятник Котовскому стоит на прежнем месте по сей день.За минувшие семь десятилетий он знавал куда более лучшие времена. Если в советское время памятник являлся одним из символов Кишинёва, то во времена независимости с ним случалось всякое...Было и признание в любви девушке, написанное белой краской на весь постамент. А была и парочка молодых бездомных, живущая в шалаше у подножия памятника. Свои постиранные вещи они развешивали для просушки на кусты самшита. В СМИ упоминалось, что они оба были наркоманами, а она на момент задержания полицией девушка оказалась ещё и беременной.Тем не менее памятник Котовскому в Кишинёве не был осквернён вандалами и не был прикрыт от глаз прохожих. В отличие от памятника Щорсу в Киеве.Ниже выложены старые архивные фото и серия недавних снимков памятника в хорошем качестве. Автор благодарит за поддержку Валерия Рыжова.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас