13 марта 2021 года в Telegram-канале российского военного журналиста Александра Сладкова были опубликованы фотографии нескольких 5,45-мм автоматов Калашникова АК-12 с обнаруженными дефектами — трещиной в передней части цевья, выкрашиванием хрома на штоке затворной рамы, отсутствием пенала и других деталей.
Автомат АК-308 с элементами и узлами конструкции автомата АК-12 (с) Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Данные фотографии, по всей видимости, были сделаны в одной воинской части и не позволяют судить о причинах появления дефектов. При этом практика последних лет показывает, что подобные случаи чаще всего связаны не столько с качеством выпускаемых изделий, сколько с нарушением инструкций по их эксплуатации и хранению. В целом, можно отметить снижение уровня дисциплины солдат срочной службы сегодня в сравнении с таковой у военнослужащих периода СССР.
В этом контексте показательна, например, история службы эскадренных миноносцев проекта 956. В советское время они активно применялись при выполнении боевых задач ВМФ, участвовали в ряде крупных военно-морских учений, совершали международные визиты в страны Латинской Америки, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Однако после распада Советского Союза, большая часть кораблей быстро вышла из строя — из 17 построенных кораблей в составе флота к концу 2010-х находилось лишь три. Одной из основных проблем стала нехватка специалистов и неспособность военнослужащих качественно обсуживать сложные котлотурбинные установки. При этом четыре корабля того же проекта, которые были переданы Китаю, служат исправно и с аналогичными проблемами не сталкиваются.
Эскадренный миноносец проекта 956Э «Фучжоу» ВМС НОАК (с) et97.com
Не меньше вопросов к соблюдению требований эксплуатационной документации возникает в случае с поставляемой в войска автомобильной и бронированной техникой. Ниже представлены фотографии, демонстрирующие, в каком состоянии машины поступают на ремонтные заводы.
Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ на заводе АО «Ремдизель» (с) bmpd
Боевая машина пехоты БМП-3 проходит капитальный ремонт на ОАО «Курганмашзавод» (с) bmpd
Грузовой автомобиль на АО «Ремдизель» (с) bmpd
Можно предположить, что автоматы постигла та же участь, что и вышеупомянутую военную технику, а именно нарушение правил эксплуатации. По сведениям bmpd, часть из выявленных дефектов не требовала устранения, остальные же были исправлены на месте силами и средствами поставщика.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю