Недавно стало известно, что в отдельные подразделения украинской армии начали поступать необычные средства передвижения. Вместо автомобилей или броневиков им предлагается использовать электровелосипеды. Утверждается, что такая техника имеет ряд важных преимуществ и представляет большой интерес для армии. Однако не все такие обещания реалистичны, и новый транспорт может не оправдать возлагаемых надежд.
На двух колесах
Первые сообщения о поступлении электровелосипедов в украинские вооруженные формирования поступили 10-12 мая. Легкий транспорт появился у спецподразделений и некоторых наемных формирований. Вместе с новостями на эту тему публиковались фотографии техники и ее обладателей, а также видеозаписи поездок на ней, причем далеко от переднего края.Согласно доступной информации, армия получила велосипеды двух типов, изготовленные украинскими компаниями Eleek и Delfast. Эта техника отличается высокой стоимостью, но армии ее передают бесплатно. Производство и поставки, как утверждается, оплачиваются за счет сбора пожертвований.Количество переданных велосипедов остается неизвестным. Достаточно высокая стоимость и выбранный способ финансирования могут серьезно ограничивать темпы сборки и поставок. При этом речь уже идет о технике двух типов, и в одном кадре уже может присутствовать несколько изделий одной модели. Кроме того, сбор пожертвований и поставки не останавливаются.
Некоторые украинские источники утверждают, что электровелосипеды были разработаны с учетом требований и пожеланий армии. Однако в поставленных изделиях без труда узнаются серийные модели, достаточно давно присутствующие на гражданском рынке. По всей видимости, адаптация к армейской эксплуатации ограничилась только окраской некоторых деталей в защитный цвет.Полученные велосипеды используются, прежде всего, в исходной роли легкого одноместного скоростного транспорта. Кроме того, при помощи штатного рамного багажника на них перевозят некоторые грузы. Так, опубликованы фото с велосипедами, на которых закреплены транспортные контейнеры гранатометов NLAW и иного подобного оружия.Любопытно, что пока фото и видео с электровелосипедами снимаются только в тылу. Достоверная информация о появлении такой техники в зоне боевых действий отсутствует. Также отсутствуют сведения о ее применении в тех или иных операциях. Следует отметить, что и трофеями российских или республиканских войск велосипеды пока не становились. Впрочем, это можно считать делом времени.
Технические особенности
На данный момент известно о поставке электровелосипедов двух типов. Это изделия Eleek Atom и Delfast Top 3.0. Велосипеды этих моделей максимально похожи друг на друга внешне и по своей конструкции. В обоих образцах используются одинаковые технические решения и схожие компоненты и агрегаты, хотя и с разными характеристиками. Ключевые элементы велосипедов имеют иностранное происхождение, и украинские предприятия занимаются только сборкой.По своей архитектуре и конструкции Atom и Top 3.0 похожи на кроссовые мотоциклы или на мотоциклы-эндуро. В обоих случаях используется компактная рама, на которой под общим кожухом закреплены аккумуляторная батарея и контроллер. Велосипеды оснащены передней вилкой с амортизацией и задней маятниковой подвеской на основе пружины.На обоих электровелосипедах переднее колесо оснащено дисковым тормозом. Сзади используется готовое импортное мотор-колесо. Изделие Atom комплектуется двигателем мощностью 3 кВт, на Top 3.0 используется более мощный 5-киловаттный. В обоих случаях предусматривается режим рекуперации. Мотор-колесо дополняется традиционными велосипедными педалями с цепной передачей.Оба изделия оснащены необходимыми системами контроля. Они следят за состоянием батареи и мотора, отвечают за зарядку и использование электроэнергии. Интересной особенностью является наличие разъемов USB для зарядки / использования абонентских устройств. В комплект велосипеда входит зарядное устройство для использования бытовой сети 220 В.Несмотря на сходство, два велосипеда можно отличить по конструкции седел. Так, на раме «Атома» также крепится седло мотоциклетного типа, за которым находится короткая рама багажника. «Топ-3.0» получил традиционное велосипедное седло с регулировкой высоты. На его стойке может устанавливаться более крупный багажник.
Велосипеды имеют массу порядка 70 кг и могут перевозить одного человека, а также некоторый груз. Заявлена возможность езды по асфальтированным или грунтовым дорогам. На хорошей трассе Top 3.0 развивает скорость до 40-45 км/ч и имеет запас хода 320 км. Atom разгоняется до 90 км/ч, но заряда аккумулятора хватает только на 100-150 км.В сообщениях о поставках электровелосипедах отмечается ряд преимуществ такой техники. Утверждается, что она отличается высокими ходовыми характеристиками и грузоподъемностью, достаточными для эксплуатации в армии и решения боевых или вспомогательных задач. Также отмечается, что электрический транспорт практически бесшумен и, в отличие от обычного мотоцикла, не демаскирует себя в инфракрасном спектре. Кроме того, новые велосипеды не нуждаются в дефицитном бензине.Предполагается, что электровелосипеды могут использоваться разведывательно-диверсионными группами, расчетами противотанковых систем или ПЗРК и т.д. По сути, речь идет о любых бойцах или подразделениях, которым нужен легкий, быстрый и маневренный транспорт для перемещения по заданному маршруту или для быстрой смены позиций.Впрочем, все подобные оценки, по всей видимости, являются чрезмерно оптимистичными. Дело в том, что электровелосипеды как класс имеют ряд характерных недостатков, а их использование в военной сфере связано с дополнительными трудностями и ограничениями. Как следствие, гражданский коммерческий транспорт не сможет справиться со всеми военными задачами, показав приемлемую надежность и живучесть.Прежде всего, вызывает вопросы живучесть и надежность конструкции. Вряд ли «Атом» и «Топ-3.0» способны долго двигаться по пересеченной местности без ущерба для конструкции и негативных последствий для велосипедиста и/или груза. На этих режимах возникают высокие нагрузки, и техника вряд ли рассчитана на них. Кроме того, при перевозке гранатомета NLAW или более тяжелого изделия нагрузка на велосипед дополнительно возрастает с понятными результатами.
Преимущества и проблемы
Военная эксплуатация нагружает не только раму и ходовую часть, но и электрические агрегаты велосипеда. При этом должны падать ходовые характеристики – скорость и запас хода на одной зарядке. Также возможны долгосрочные негативные последствия для аккумулятора и мотор-колеса.Эксплуатация электровелосипеда во фронтовых условиях связана с рядом дополнительных ограничений и проблем. Так, не всегда и не везде имеется возможность зарядить батарею, даже от бытовой сети. Ремонт в полевых условиях возможен только путем замены целых агрегатов, для чего требуется налаженная система снабжения запчастями.В целом электровелосипеды имеют крайне ограниченные перспективы в контексте эксплуатации в армии. Они могут показывать приемлемые характеристики только на хороших дорогах, без значительной нагрузки и при других существенных ограничениях. При этом во всех ролях и сферах они во всех отношениях будут проигрывать традиционной технике с двигателями внутреннего сгорания. Полноценная конкуренция с обычными мотоциклами попросту невозможна.
Бесполезная новинка
Таким образом, вокруг электровелосипедов для украинских вооруженных формирований складывается любопытная и характерная ситуация. Коммерческие фирмы на пожертвования «купили» у себя собственную продукцию и передали ее армии. При этом они заработали и пристроили свои изделия. Сбор средств продолжается, и, очевидно, вскоре ожидаются новые поставки и новые прибыли.По результатам этих процессов армейские подразделения получили, как минимум, не самую полезную технику. Ее пытаются использовать и приспосабливать к текущим нуждам и задачам, но на особый успех рассчитывать не приходится. Получению всех желаемых результатов мешают объективные технические ограничения как конкретных образцов, так и всего класса в целом. Впрочем, главной целью этой «программы помощи» мог быть заработок производителей – и в таком случае она успешна и справляется с поставленной задачей.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю