Проектирование «Замволта» началось еще в прошлом веке. ВМФ хотел 32 корабля на замену устаревающим «Беркам», но цена получалась заоблачная даже для богатой Америки. Сначала программу сократили до 24, потом – до 7, в конце концов – ограничились 3. Хотя это явная глупость, которую сами американцы отлично понимают – большая серия позволяет уменьшить цену. При таких раскладах вообще не стоило огород городить, поскольку строительство и последующая эксплуатация обещают сказочные суммы. Еще одной проблемой становилось количество действующих эсминцев. По мере того, как «Тикондероги» будут выводить в резерв, а крейсер, который должен их заменить, еще только рисуют, все большая нагрузка будет ложиться на эсминцы. Хотя с американскими АУГ уже и так все грустно. Если в годы холодной войны стандартная АУГ состояла из авианосца, двух «Тикондерогов» и 4–5 «Бьерков», то сейчас: авианосец, одна «Тика» и три-четыре эсминца. Замена «Бьерка» (стоимостью в среднем в миллиард вечнозеленых) на корабль стоимостью в пять миллиардов пробивала в бюджете Пентагона невообразимую брешь, которую не разрешил Конгресс. Или же пришлось бы сокращать группы сопровождения авианосцев, и без того уже сокращенные. Но на этом проблемы многострадальных кораблей не закончились. Вашингтонские адмиралы хотели классический эсминец с возможностью «работать по берегу» артиллерией. Для чего было специально сконструировано 155-мм орудие (изначально вообще предполагался рельсотрон), ранее такой калибр флот США не использовал. С сухопутной гаубицей унификация тоже невозможна, из-за размеров снаряда. Увы, гонка цен продолжилась, снаряды большой дальности получились дорогими до неприличия. Назывались разные цифры: от 800 тыс. до 1,2 млн долларов за штуку. С учетом последующих ремонтов и амортизации – обещает дойти вообще до 2 млн, что превосходит цену «Томагавка», который имеет значительно большую дальность полета и вес БЧ. Видимо, фирма «ВАЕ» была уверенна в том, заказчик не сможет отказаться, когда корабль спроектирован и построен под данную установку.Но, не угадали. Долго думали, что делать и решили отказаться. Принято решение – башни с орудиями демонтировать, хотя суммы на разработку и изготовление потрачены «будь здоров». Освободившиеся в корпусе объемы решили использовать для размещения вертикальных ПУ для запуска перспективных гиперзвуковых ракет CPS, максимально унифицированной с армейской LRHW. Судя по тому, что башни вместе с орудиями и вспомогательными механизмами весят около 200 тонн, соответственно возможно размещение 25–30 ракет, точные данные пока неизвестны. Тут, правда, кроется еще один подводный камень: данная ракета находится в процессе испытаний. Достигнет она заданных параметров или нет?И какова будет окончательная стоимость?Пока тоже неясно. Большие размеры новой ракеты исключают использование стандартной УВП Мк. 41. По какому пути пойдет флот?И это также непонятно. То ли будет разработана новая УВП, или ТПК будут монтироваться в корпусе – на сегодня не обнародовано. Известно только то, что от полной переделки носовой части корпуса отказались, ограничившись минимально необходимыми работами. Хотя такие переделки не исключены в будущем, когда корабли будут проходить средние и капитальные ремонты. Таким образом, американцы вернулись к идее «плавучего ракетного арсенала», которая была очень популярна в конце ХХ века. По крайней мере, Пентагон теперь может объяснить и отстоять существование этих «белых слонов». Потому что уже выдвигались идеи отправить их на разделку. Единственное, что удерживало вашингтонских воротил от столь радикальных шагов – стоимость построенных кораблей.