По заказу Корпуса морской пехоты США ведется разработка многоцелевого робототехнического комплекса EMAV. В рамках этого проекта компания Pratt Millet и смежные организации должны создать универсальную роботизированную платформу и разные варианты целевой нагрузки. Несколько таких вариантов EMAV уже демонстрируются и испытываются. В частности, до полигона дошли боевые модификации.
Робот для морпехов
Сухопутные войска США активно изучают тему перспективных РТК многоцелевого и боевого назначения, и для них уже разрабатывается целый ряд проектов. КМП не желает оставаться в стороне, из-за чего несколько лет назад стартовала программа Expeditionary Modular Autonomous Vehicle («Экспедиционное модульное автономное транспортное средство»). Ее целью является создание РТК, соответствующего нуждам и пожеланиям морской пехоты.Согласно техническому заданию, РТК EMAV должен представлять собой гусеничную платформу с возможностью установки различных приборов и устройств. Габариты и масса как платформы, так и машин на ее базе должны соответствовать грузовым возможностям вертолета CH-47 и конвертоплана V-22.
Победителем ранних стадий программы EMAV стала компания Pratt Miller, имеющая значительный опыт в области транспорта и автоматизации. Ей доверена разработка базовой платформы комплекса и общая интеграция систем. На правах поставщиков отдельных агрегатов, в т.ч. крупных модулей разного назначения, к проекту привлечены другие организации. К примеру, в разработке боевого робота задействованы Northrop Grumman, Rafael и Oshkosh.Основные конструкторские работы уже завершены, и в прошлом году на испытания вышел первый опытный образец новой платформы. Сейчас испытания проходят уже несколько машин. Проверяются их возможности в разных ролях и с разным оснащением.
Универсальная платформа
Платформа EMAV представляет собой гусеничное шасси размером с легковой автомобиль. Используется прямоугольный незащищенный корпус с плоской крышей, имеющей посадочные места для дополнительного оборудования. Ключевые агрегаты силовой установки и систем управления помещены внутри корпуса. При этом в передней и задней части машины имеются камеры и лидары внешнего монтажа.EMAV оснащается гибридной силовой установкой на основе дизель-генератора, аккумуляторов и тяговых электромоторов. В зависимости от текущих потребностей, машина может двигаться за счет дизеля или только с использованием аккумуляторов. В последнем случае, как утверждается, обеспечивается почти бесшумная езда. Ходовая часть включает по пять опорных катков с индивидуальной подвеской на каждый борт. Используется сплошная резиновая гусеница.Собственная масса платформы составляет 6800 фунтов (менее 3,1 т). Полезная нагрузка может достигать 7200 фунтов (3,27 т). Полная масса РТК – до 6,35 т. Гибридная энергоустановка позволяет при полной массе развивать скорость до 45 миль/ч (более 70 км/ч), а также преодолевать различные препятствия. В целом по подвижности EMAV не уступает значительной части «пилотируемых» гусеничных машин.Платформа оснащена средствами технического зрения и системой управления с несколькими режимами работы. EMAV может ездить и использовать целевое оборудование по командам оператора. Также предусмотрен режим автономной работы с выполнением поставленной задачи. Пока сообщается только о возможности прохождения заданного маршрута, но в дальнейшем возможно и самостоятельное решение задач.
Для управления используется переносная операторская станция. В руках оператора находится пульт с сенсорными экранами, а на спине размещаются блок обработки данных и средства связи. Принципы управления достаточно просты, что ускоряет процесс подготовки операторов. Так, на освоение базовых приемов вождения платформы требуется всего несколько дней.В ходе первых этапов испытаний изделия EMAV были установлены ходовые характеристики. Кроме того, опробовали перспективные системы управления на разных режимах. Позже начались новые тесты, в т.ч. с имитацией решения реальных задач на условном поле боя.В январе и феврале этого года платформа с пулеметным боевым модулем CROWS и легким БПЛА продемонстрировала свою способность вести разведку и осуществлять огневую поддержку. EMAV обеспечивала наблюдение, поиск целей и их последующее поражение. В другом эксперименте на машину установили пусковое устройство удлиненного инженерного заряда. РТК доставил его в нужную точку и расчистил проход через минное поле.
Под разные задачи
В начале лета состоялась проверка транспортных возможностей платформы, причем с участием достаточно сложного груза – условных раненых. Для этого на крыше гусеничной машины установили обычные армейские носилки. Опытная техника вышла на условное поле боя и обеспечила эвакуацию раненых в тыл. Сама перевозка не вызвала затруднений, однако для погрузки пострадавших требовалась помощь человека.На днях показали новый вариант РТК с разведывательно-боевыми функциями. В такой конфигурации шасси получает дополнительные элементы защиты. Кроме того, использован боевой модуль Medium Caliber Weapon System (MCWS) совместной разработки Rafael, Oshkosh и Pratt Miller. Он оснащен 30-мм пушкой XM810 и спаренным пулеметом на стабилизированной установке, несет оптико-электронные средства и метеодатчики, а также защищен дымовыми гранатометами.Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Pratt Miller совместно с другими организациями предложит и иные конфигурации перспективного РТК. В первую очередь, следует ожидать внедрение новых боевых модулей с пулеметным или пушечным вооружением, т.к. проекты такого рода получают повышенное внимание Пентагона. Впрочем, платформу EMAV могут оснастить и иным оборудованием.
В целом проект EMAV от компании Pratt Miller похож на несколько других современных образцов, разработанных по заказу вооруженных сил США. В очередной раз предлагается средних размеров платформа, способная нести различные приборы или вооружение. Какие-либо принципиальные нововведения или технические прорывы отсутствуют, либо о них пока не сообщают.Однако проект EMAV имеет несколько любопытных особенностей, которые могут повлиять на его разработку и перспективы. В первую очередь, следует отметить, что компания Pratt Miller является новичком в деле создания военной техники. Ранее она поставляла армии вспомогательные системы, но сложная техника не разрабатывалась и не производилась. Не так давно компания опробовала свои силы в новом направлении – и, похоже, справилась с поставленной задачей.Не менее интересен заказчик и его планы. КМП США проявляет интерес к новым технологиям и направлениям, и теперь эти процессы дошли до сферы многоцелевых роботов тяжелого класса. При этом требования к новому РТК предусматривают достаточно жесткие ограничения, связанные с перевозкой техники по воздуху.
Перспективы проекта
Благодаря этому EMAV во всех исполнениях будет сочетать достаточные боевые / рабочие характеристики и высокую мобильность. КМП сможет перебрасывать такую технику в разные районы по морю или по воздуху, а затем так же выполнять эвакуацию. Нетрудно представить боевые ситуации, в которых такая мобильность успешно дополнит прочие функции и возможности, а также даст преимущество перед противником.Следует отметить, что реальное будущее проекта EMAV все еще остается под вопросом. Опытная техника в разных конфигурациях проходит испытания и хорошо показывает себя, но командование не готово назвать конкретные сроки принятия на вооружение и запуска серии. Также не уточняется, каким будет окончательный круг модификаций РТК, и какие из созданных машин поступят в войска.Впрочем, несмотря на всю неизвестность, один факт очевиден. КМП США всерьез заинтересовался темой средних и тяжелых робототехнических комплексов, способных вести бой и решать вспомогательные задачи. Это означает, что в обозримом будущем такая техника дойдет до принятия на вооружение, изменит облик морской пехоты и даст ей новые возможности. Весьма вероятно, что первым образцом этого класса в КМП станет именно нынешний EMAV.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!