Военно-воздушные силы США запускают очередной проект модернизации старого и заслуженного военно-транспортного самолета C-130 Hercules. На этот раз предлагается превратить его в амфибию, расширив его взлетно-посадочные и оперативные возможности. Проект разрабатывается в интересах спецподразделений, и его планируют завершить в течение нескольких следующих лет.
Новая попытка
В прошлом неоднократно предпринимались попытки создания амфибийной версии C-130. Одни проекты такого рода предусматривали создание нового фюзеляжа-лодки, а в других предлагался набор крупных поплавков. По разным причинам такие разработки не продвинулись дальше предварительных испытаний на моделях. В результате к концу девяностых амфибийное направление модернизации «Геркулеса» угасло.О новой попытке создания такой версии транспортника объявили в мае этого года. Несколько дней назад были раскрыты новые подробности. Известно, что инициатором нового проекта стало Командование спецопераций ВВС США (AFSOC). В сотрудничестве с рядом армейских и частных организаций оно планирует проработать возможность создания самолета-амфибии на современном технологическом уровне.Проект будут разрабатывать в интересах спецподразделений, и потому за основу для будущей амфибии взят специальный транспортный самолет MC-130J. Его новая модификация обозначается как MC-130J Amphibious Capability или MAC.
Причины запуска проекта достаточно просты. Представители AFSOC напомнили, что 70% планеты покрыто водами, а в актуальных стратегиях Пентагона уделяется все большее внимание работе спецподразделений и других структур в прибрежной зоне и на различных островах. Самолеты C-130 способны действовать в разных условиях и садиться даже на палубу авианосца, но не могут работать с воды.Соответственно, для нового расширения оперативных возможностей различных структур и подразделений необходим транспортник-амфибия. Самолет MAC сможет обеспечить доставку бойцов и грузов практически в любую точку земного шара, в т.ч. в любой район Мирового океана. Кроме того, такие машины снизят зависимость военно-транспортной авиации от сухопутных аэродромов – и повысят ее устойчивость в условиях войны.
Реальные меры
Согласно последним сообщениям, работы по MAC уже начаты, и в них участвует несколько государственных и коммерческих организаций. Программа разделена на пять основных этапов, от предварительных исследований до строительства и испытаний опытного самолета с новыми возможностями. На все эти мероприятия планируют потратить 17 месяцев. Это означает, что прототип MAC могут «спустить на воду» в первых месяцах 2023 г.Примерный облик будущего самолета уже определен. В мае было показано компьютерное изображение самолета MC-130J на крупных поплавках. Недавно AFSOC опубликовало еще несколько изображений самолета – они показывают его в разных условиях и операциях, а также добавляют новые подробности.
Проект предусматривает разработку поплавкового шасси и некоторых других агрегатов, монтируемых на самолет. При этом серьезные переработки транспортника не планируются – требуется лишь совместимость с поплавками. За счет этого в перспективе планируется доработать не только специальные MC-130J, но и часть «обычных» C-130.Для ускорения исследований и разработки предлагается несколько мер. Так, будет использован опыт и наработки компании Lockheed Martin, ранее проектировавшей фюзеляж-лодку и комплект поплавков. Также используют самые современные технологии проектирования и исследований. Кроме того, проект обойдется без кардинальной переработки самолета, что ускорит и упростит разработку и последующие мероприятия.
Технические вопросы
Судя по опубликованным материалам, AFSOC и другие участники проекта отказались от идеи фюзеляжа-лодки и используют более простое решение – съемное поплавковое шасси. Предложено и показано два варианта такой конструкции, каждый со своими особенностями.Первый вариант амфибии представляет собой MC-130J без штатного колесного шасси. При этом из ниш шасси выходят стойки и фермы, при помощи которых к фюзеляжу крепится пара поплавков. Последние имеют традиционную форму с обтекаемой носовой частью и реданом в центре днища. Размеры поплавков определяются большой массой самолета: их длина достигает двух третей общей длины машины. Для перемещения по суше на носовой части поплавка и за реданом помещаются стойки с колесами, возможно съемные.Второй вариант поплавкового шасси отличается способом установки под фюзеляж. В нем отсутствует носовая ферма, а весь вес самолета распределяется через крепления на месте основных опор колесного шасси. Кроме того, применены обтекатели между фюзеляжем и поплавками. В передней части поплавков имеются небольшие площадки с откидными элементами, дополняющие штатные трапы.
Какой вид приобретет поплавковое шасси по результатам будущих проектных работ, неизвестно. Вероятно, оно будет в значительной мере похоже на представленные сейчас концепты, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Принципиальные нововведения ожидать не приходится ввиду объективных ограничений среды и специфики самолетов-амфибий.AFSOC предполагает, что проект MAC имеет большой потенциал и представляет интерес как для спецподразделений, так и для ВВС в целом. Поэтому на него возлагаются большие надежды, и Командование планирует приложить все усилия, чтобы они оправдались.Однако уже сейчас понятно, что проект модернизации «Геркулеса» сталкивается с серьезными ограничениями и будет иметь определенные недостатки. Часть таких вопросов, вероятно, удастся решить на стадии разработки или доводки, но иные проблемы принципиально неустранимы.Очевидно, что поплавки, способные выдержать массу C-130 и возникающие нагрузки, не будут легкими. Масса такого шасси может достигать нескольких тонн, что приведет к значительному сокращению грузоподъемности самолета. Специалистам AFSOC и авиастроительных организаций предстоит определить, насколько велики будут такие потери, и до какого уровня их можно сократить. При этом проблема массы может поставить крест на всем проекте.
Не только преимущества
Поплавки также отличаются большими габаритами и должны серьезно ухудшить аэродинамику транспортника-амфибии. Из-за нового шасси значительно вырастет общая площадь внешних поверхностей самолета и, как следствие, создаваемое сопротивление воздуха. Это негативно скажется на скорости, экономичности и дальности. Кроме того, усложнится управление самолетом, т.к. крупные поплавки будут создавать постоянный пикирующий момент.Наконец, потребуется серьезная переподготовка летного и технического состава, соответствующая новому состоянию техники и особенностям будущей эксплуатации. Впрочем, на фоне вероятных технических затруднений это не выглядит большой проблемой.
Неоднозначное будущее
ВВС США опять задумали превратить старый и заслуженный C-130 Hercules в самолет-амфибию с более широкими операционными возможностями. Предлагается использовать накопленный опыт и современные технологии, за счет чего проект MAC сможет дойти, как минимум, до сборки и испытаний опытного образца. И в случае успеха возможны самые серьезные изменения армейской логистики.Однако результаты проекта MC-130J Amphibious Capability пока не очевидны. При всех своих преимуществах, предлагаемая концепция имеет ряд врожденных недостатков, способных ухудшить характеристики или привести к возникновению неприемлемых рисков. Кроме того, следует помнить о предыдущих неудачных проектах. Их провал не всегда был обусловлен отсутствием технологий нашего времени.В ближайшие год-полтора станет известно, справился ли проект MAC с поставленной задачей. Кроме того, в очередной раз будет продемонстрирован модернизационный потенциал самолета C-130 Hercules. За 65 лет своей службы он прошел ряд модернизаций и получил массу новых функций и специальностей. И теперь, несмотря на солидный возраст, самолет получит принципиально новые – или покажет, что даже его возможности не безграничны.